Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Ахматова А.А |
"ТРОСТНИК".
09.04.2012, 17:17 | |
"ТРОСТНИК". "Действительность предстает в поэзии Ахматовой своими трагическими сторонами. Однако ее собственный художественный мир отнюдь не дисгармоничен. Это не одномерная поэзия жалоб и обид, не поэтическое царство отчаяния и отрицания, а полнокровная картина человеческой жизни во всем ее объеме. Мир Ахматовой - конечно, не мир улыбок и цветов. Но и не безнадежный мир скорби. ... поэзия Ахматовой - это поэзия противостояния. Противостояния обстоятельствам, враждебностям судьбы. Всем испытаниям, опасностям, ударам извне противостоит высокая и сильная душа"70. Олицетворением этой стойкости явилась шестая книга стихов Анны Ахматовой "Тростник". " В 1924 - 1940 годах Анна Ахматова не переставала писать, но стихи ее в советской печати в это время не появлялись"71. Почему? 1920 - 1940 годы - один из самых трагических периодов в жизни и творчестве поэта. Ахматова в "черном списке" поэтов: ей запретили печататься, публично читать свои стихи. А. Ахматову исключают из ленинградского отделения Союза писателей как "непролетарского поэта". Производятся аресты близких и дорогих ей людей: сына Л. Гумилева, мужа Н. Пунина, друзей - Л. Гинзбург, Б. Эйхенбаума; травля и смерть О. Мандельштама. Но, несмотря на все это Ахматова продолжает писать стихи. Она объединяет их в книгу под названием "Ива" (стихи 1920 - 1940 г. г.), которая была включена в сборник "Из шести книг", вышедший в свет в 1940 году. В состав "Ивы" перешли и некоторые стихотворения из "Anno Domini". Для печати было подготовлено 34 стихотворения, но в "Иву" вошло только 21. "Кроме того, Ахматовой в эти годы был создан еще и "Реквием", из которого в "Иву" попало одно стихотворение ("И упало каменное слово..."). Остальные стихотворения в то время опубликовать не удалось"72. Заглавие "Ива" связано со стихотворением А. С. Пушкина "Царское Село". Из него взят эпиграф к стихотворению "Ива": И дряхлый пук дерев... Большинство стихотворений "Ивы" связано с темой творчества, с темой трагической судьбы поэта, являющейся для Ахматовой "моделью творческого поведения"73. "Образ ивы - это не только образ живой свидетельницы первого явления Музы к Пушкину. Ива - хранительница воспоминаний о поэтической юности Ахматовой. Ива - символ старожила Царского Села, мотив которого - один из важнейших в книге. Царское Село - это русский поэтический парнас, где " столько лир повешено на ветки...", лир "золотых" и "серебрянных", лир А. Пушкина и И. Анненского, А. Дельвига и Н. Гумилева, В. Кюхельбекера и Н. Недоброво. Царскосельский воздух создан для того, "чтоб песни повторять". Книга А. Ахматовой "Ива" - это новая песня, песня - воспоминание, песня - поминовение, слова которой "сотканы" из повторов песен и имен поэтов, предшественников и современников "Музы плача": Данте, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Недоброво, Лозинского, Пастернака, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Мандельштама. Слово "ива" практически всегда сопровождается эпитетом "плакучая". Она, пригибаемая ветром к земле, застывает в немом поклоне. Поклон, преклонение - позиция поэта в данной книге"74. "Книга "Ива" отличается от всех предыдущих книг Ахматовой тем, что не имеет внутреннего лирического сюжета. По этим стихам, с намеренно перемешанной хронологией, трудно представить себе, как шло развитие творчества Ахматовой с 1924 по 1940 год. И хотя книга была встречена восторженно и читателями, и немногочисленной прессой, жизнь ее оказалась слишком короткой"75. В 1961 году выходит однотомник избранного Анны Ахматовой (за период с 1909 по 1960 годы). В его состав вошла книга "Тростник" (стихи "Ивы" и дополнения). Сюда вошли стихотворения, написанные в 1923 - 1940 годы. Разделов данная книга не содержит, как это было в предыдущих сборниках. Стихотворения здесь размещены вразброс, не соблюдается даже хронологическая последовательность. Отсюда следует, что книга не имеет внутреннего лирического сюжета. Несмотря на то, что в книге отсутствуют тематические разделы, все же можно выделить несколько групп тем. Доминирующей является тема памяти, тема прошлого, воспоминания о нем. Ахматова кровно переживала общенародные бедствия (патриотическая лирика военных лет). Творчество Анны Ахматовой - отголосок тех суровых испытаний и потрясений, которые выпали на долю ее народа, ее страны. Однако центром ее поэтического мироощущения было чувство сопричастности поколению, на долю которого выпало испытать невиданное ускорение темпа исторического движения и во всей полноте ощутить стоящую за ним реальность течения Времени. Ранняя поэзия Ахматовой повествовала в основном об эмоциональной империи драматического существования во времени. Самый глубокий комплекс трагических переживаний восходит к одной, бесконечно варьирующейся в ее творчестве, исходной ситуации: любая перемена, неизбежно вызываемая "бегом времени", создавала условия для мучительного внутреннего разлада. Время, изменяя человека с той необходимостью, с какой оно искажает все вокруг, дробит его жизнь на ряд раздельных существований, на образном языке Анны Ахматовой "теней" и "двойников". Благодаря ему происходит подмена одной жизни другой, и чем быстрее оно движется, тем более катастрофичны его последствия. Ахматова пишет о "скорости" как о настоящем проклятии человеческой жизни. Подлинный драматизм заключен в способности человека помнить о прошлом. В "Тростнике" множество стихотворений-воспоминаний о своей жизни, чувствах, друзьях. Например, в стихотворении "От себя я сердце скрыла" Ахматова вспоминает о своих чувствах и нелегкой жизни с Н. Пуниным. С грустью и радостью вспоминает А. Ахматова "город, любимый с детства": Душевный жар, молений звуки И первой песни благодать - Все унеслось прозрачным дымом, Истлело в глубине зеркал... ( "Тот город, мной любимый с детства", 1929, стр. 184). И обо всем невозвратном "скрипач безносый заиграл". В стихотворении "Воронеж" рисуется панорама этого города. Автор, прогуливаясь по его улицам, вспоминает о своей встрече с О. Мандельштамом. "Весной 1936 года она провела несколько дней в Воронеже, где О. Э. Мандельштам находился в ссылке"76. Одним из стихотворений цикла "Юность" является "Подвал памяти". В этом стихотворении Ахматова вспоминает "Бродячую собаку" и, в частности, "проказника", который "от старости скончался". Под "проказником" подразумевается М. А. Кузмин, завсегдатай и "идеолог"77 "Бродячей собаки". В этом стихотворении Ахматова посещает свое прошлое. Она из памяти, как из подвала, где хранится все старое, вышедшее из обихода, но с чем нет сил и желания расстаться, извлекает образы друзей и знакомых, воспоминания о проведенных вместе часах, беседах, праздниках. Подвал пуст, в не мне слышны голоса, смех, и это - великая боль: .......................................но там Темно и тихо. Мой окончен праздник! Уж тридцать лет, как проводили дам, От старости скончался тот проказник... Я опоздала... ( "Подвал памяти", 1940, стр. 190). Ахматова не могла и не хотела отказываться от воспоминаний и объясняла это так: "В молодости и в зрелых годах человек очень редко вспоминает свое детство. Он активный участник жизни, и ему не до того. И, кажется, всегда так будет. Но где-то около 50 лет все начало жизни возвращается к нему. Этим объясняются некоторые мои стихи 1940 года ("Ива", "Пятнадцатилетние руки..."), которые, как известно, вызывали неудовольствие Сталина и упреки в том, что я тянусь к прошлому"78. Ахматова делает вывод, что именно память, то есть способность помнить о прошлом, заставляет человека осознать могущество времени, власть необходимости, - но она же одновременно является средством борьбы с этой властью. Таким образом, императив "помнить" приобретает силу и значение нравственного долга, уклониться от исполнения которого невозможно - для опускающегося в "подвал памяти" нет иного пути. Именно память позволяет осуществляться диалектике жизни и смерти в пределах одного сознания. В памяти живет то, что уже кануло в небытие: помня, человек посещает внутреннюю преисподнюю, получая возможность прижизненно побывать в Царстве мертвых. Не последнее место занимает тема поэта и поэзии. Ей посвящены стихи: "Борис Пастернак", "Кавказское", "Памяти Сергея Есенина", "Маяковский в 1913 году". В них Ахматова рассказывает о творчестве Пастернака, который, по ее мнению, достоин награды за то, что "мир наполнил новым звоном", вспоминает места, где "Пушкина изгнанье началось" и "Лермонтова кончилось изгнанье"; ведает нам о нелегких судьбах гениальных поэтов, о слишком ранней гибели многих своих современников, среди которых смерть Есенина, "была одним из самых красноречивых примеров"79. Помнит Ахматова и "бурный рассвет" Маяковского, ей не забыть, как в его стихах "кричали звуки". Или стихотворение "Данте", где в судьбе Данте Алигьери (1265 - 1321) Ахматова видит прообраз трагической Судьбы Поэта, как бы модель "творческого поведения", которой должны подражать поэты, идущие вслед за ним. В жизни Ахматовой было много утрат, но утрата для нее - это всегда обретение чего-то высокого. И за это поэт поднимает тост: Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем И за тебя я пью, - За ложь меня предавших, За мертвый холод глаз, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и пуст, За то, Что Бог не спас. ( "Последний тост", 1934, стр.193). Жизнь жестока не только к Ахматовой, но и ко всему ее поколению поэтов. Творчество всегда сопровождается потерями, поэт часто лишается какой-то частицы бытия ради своего призвания. В книге имеет место и тема рушащегося мира. Она заявлена в самом первом стихотворении - "Надпись на книге". Началась вторая Мировая война, "рушатся миры". Поэт слышит и чувствует трагическое время. Ахматова душой вместе со своей страной, она как бы предчувствует, что война не обойдет стороной и Россию: И над задумчивою Летой Тростник оживший зазвучал. ( "Надпись на книге", 1940, стр. 179). Лета - это река, ведущая в Царство мертвых, в Аид. Это как бы путь, который должна преодолеть Россия, чтобы возродиться вновь. И в этом ей помощник - поэтический голос Ахматовой. В полный голос мотив исчезновения, разрушения всех долгие годы складывавшихся устоев, родовых связей звучит в стихотворении "Ива". Эти ценности разрушены насильственно. "Сопоставим: в эпиграфе - "дряхлый пук дерев" и у Ахматовой - "там пень торчит". В первом случае - естественное умирание, во втором - насильственная смерть: пень ассоциируется прежде всего с делом лесоруба или вмешательством стихии"80. "Погибшая ива есть свидетельство разрушенной цепи времени, "разорванной связи" с миром исторической и культурной преемственности"81. "Ахматова, избирая для эпиграфа полустих "И дряхлый пук дерев", внутренне его преобразует, насыщает принципиально новым содержанием. В конце эпиграфа она вместо полагающегося многоточия ставит точку. Это не случайность. Ставя точку на место ожидаемого многоточия, Ахматова ограничивает, локализует смысл эпиграфа, вычленяет единственно нужный ей оборот..., фиксирует на этом обороте читательское внимание. В контексте пушкинской элегии "дряхлый пук дерев" есть объект наблюдения, на что указывает форма винительного падежа ("... и увижу я дряхлый пук дерев..."). Эпиграф у Ахматовой автоматически воспринимается как субъект действия. Рядовая в пушкинском контексте деталь выводится за пределы эстетической системы элегии и приобретает черты символа"82. Книга названа "Тростник". Этот образ непосредственно нашел свое отражение в упоминавшемся выше стихотворении "Надпись на книге". В нем тростник наконец-то зазвучал. После многолетнего молчания он наконец-то ожил: голосом Ахматовой-поэта заговорило время, оно требовало, чтобы происходящее было запечатлено (это был период начала второй Мировой войны), чтобы было воспето ее голосом. Итак, что же такое тростник? Тростник - образ многозначный, занимающий одно из важных мест в философии, мифологии, литературе. Это символ творчества и высочайшей цены за него. Для примера можно вспомнить миф о фригийском сатире Марсии, лишившемся жизни, научившись играть на тростниковой флейте и решив посоревноваться в мастерстве с самим Аполлоном; свирель Пана, изготовленную из тростника, в которую превратилась преследуемая козлоногим нимфа Сиринга; образ флейты, изготовленной из собственного позвоночника в поэме В. Маяковского "Флейта-позвоночник"; образ флейты "Крысолова" М. Цветаевой; образ флейты, олицетворяющей искусство, призванное соединить "двух столетий позвонки" в стихотворении О. Мандельштама "Век". Заглавный образ книги Анны Ахматовой связан и с библейским уподоблением слабого, неверующего человека хрупкому и ломкому тростнику, ставшему источником сравнения человека - "слабейшего из творений природы" - с "мыслящим тростником" Заглавие шестой книги несет в себе и мотив разоблачения тайного злодейства, связанного с сюжетом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Тростник", в котором тростник, превращенный рыбаком в дудку, голосом человека поведал об убийстве девушки. У Лермонтова - "говорящий тростник". В имени книги Ахматовой звучит мотив "отчаянного протеста" "мыслящего тростника", нарушающего "невозмутимый строй" гармонии природы из стихов Ф. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах...". "Культурологическая насыщенность этого символа - не цель, а средство для Ахматовой. Поэт подключает всю энергию традиции, энергию чужого слова для того, чтобы отчетливее сказать свое. Практически все стихотворения книги "Тростник" связаны с прошлым, с воспоминаниями, мемуаристикой поэта, с поминовением усопших, безвозвратно изменившихся, исчезнувших - человека, места и времени, традицию которых и рассказывает голос ожившего тростника. Мужество, с которым А. Ахматова ведет речь о "залетейских тенях", сравнимо лишь с непреклонностью этого растения, пригибаемого ветром, но неустанно тянущегося вверх. Муза А. Ахматовой - "с дудочкой в руке", а не с лирой. Дудочка или цевница - традиционные эмблемы поэзии, в отличие от лиры, приводятся в действие не только пальцами, требующими технической беглости, но и дыханием. Дыхание - это звучание души. Пение тростника - это, по сути дела, выдувание жизни из поэта, выпускание его духа, смерть. Такой счет предъявляет Муза к Ахматовой"83. Таким образом, символика заглавия "Тростника" говорит нам о стойкой, непреклонной, сильной позиции автора в данной книге. | |
Просмотров: 3163 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта