Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Оценка повести А.П. Чехова «Дуэль»
01.04.2012, 16:56
1891 год. В газете «Новое время» публикуется новая повесть знаменитого писателя А.П. Чехова «Дуэль». Тема этого сравнительно небольшого произведения — жизнь русской интеллигенции в провинции. Место действия  — маленький городишко на Кавказе. В данном случае А.П. Чехов не отступает от классической традиции, переносит читателя на благословенный Кавказ.

Не вызывает сомнения и актуальность темы потому, что писатель показывает очень знакомую, почти родственную среду: чиновники, враги, духовенство. Герои ведут научные споры, в частности, зоолог фон Корен излагает теорию естественного отбора, согласно которой выживает сильнейший. Ему возражает доктор Самойленко, который не соглашается с применением этой теории по отношению к людям.

Все действующие лица повести не заняты никакими практическими делами, разве что доктор Самойленко хоть как-то оправдывает свое существование содержанием табльдота, то есть общественной столовой, где питаются постояльцы пансиона. В городе нет гостиницы, зато есть приезжие.

Мастерство писателя проявляется в тщательном отборе языковых средств, в пейзажных зарисовках, в психологизме образов. Фабула повести не отличается внешней занимательностью, герои не столько действуют, сколько спорят и раздумывают над своими поступками.

Сюжет построен на терзаниях героя, который никак не решается расстаться с женщиной, когда-то им любимой, а теперь чем-то разочаровавшей его. В свое время он увел ее от мужа, прожил с ней два года, а теперь мучительно думает о том, где достать деньги на билет, чтобы уехать от нее.

И.А. Лаевский (так зовут героя) когда-то мечтал о честной трудовой жизни, о возделывании своего виноградника. Но действительность оказалась довольно суровой и неприглядной. Позиция Лаевского определяется слабостью и нерешительностью и в какой-то степени стыдом: он оказался совершенно неспособным нести ответственность за человека, который доверил ему свою судьбу. В то же время чеховскому герою хватает мужества признать свою слабость и сурово наказать себя за лень, нежелание и неумение работать. Не случайно он сравнивает себя с так называемыми лишними людьми из русской классики. Правда, в отличие от Печорина, Лаевский не оправдывает своего безделья пороками окружающей среды. Когда читаешь о планах Лаевского, поневоле вспоминается некрасовское:

Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.

Ведь, если хорошенько подумать, то становится ясно, что причина слабости в наивной самоуверенности гордого жителя, никогда не знавшего тяжелого физического труда и отступавшего при первом столкновении с трудностями сельской жизни. Лаконичный стиль способствует проникновению во внутренний мир персонажей. Окружающие плохо относятся к Лаевскому и его подруге Надежде Федоровне. Сама атмосфера городка насыщена ненавистью и презрением к этой чете. Им не прощают незаконного сожительства. Даже красоты героини вызывает раздражение у жен местных чиновников.

С особым презрением говорит о Лаевском зоолог фон Корен. Наверно, его скепсис в какой-то степени обоснован неприятием праздности, лени. Читателю в свою очередь передается напряжение, нарастающее между героями, и чувствуется неизбежность столкновения, которое со временем выльется в такую форму выяснения отношений как дуэль. Конечно эта форма несколько устарела в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века, и персонажи вами относятся к ней скептически, однако, состояние Лаевского накануне дуэли весьма напряженно. И неудивительно: человек обдумывает свою жизнь перед возможным уходом в небытие. Близость смерти заставляет героя заглянуть в себя, дать жестокую самооценку. Не случайно к роковой семнадцатой главе взяты стихи А.С. Пушкина:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
Самооценка — первая ступень к самоочищению. А.П. Чехов, может быть, несколько традиционен в данный момент, показывая в качестве очищения грозу

«На дворе была сильная, красивая гроза. Пристрастно судит себя Лаевский: жизнь ему кажется фальшивой, ложной, бесполезной, порочной. Он учился дурно и забыл то, чему его учили. На службе он ничего не делал, жалование получал даром, и служба его — это гнусное казнокрадство, за которое не отдают под суд».

Даже измену Надежды Федоровны он оправдывает, потому что видит в этом постыдном факте свою вину. Саморазоблачение героя передано в очень образной форме: «Он столкнул с неба свою звезду. Она закатилась, и след ее смешался с ночною мглой. Она уже не вернется на небо, потому что жизнь дается один раз и не повторяется».

Автор щедр на различные интересные сравнения, которые делают необыкновенно выразительной самую обыденную речь. Например, фон Корен объясняет Самойленко, почему нельзя помогать таким людям, как Лаевский. Благодеяние, на взгляд зоолога, в данном случае подобно поливке сорной травы и вскармливанию саранчи.

Мастерски сделаны аналоги персонажей. За аргументами каждого из них своя, хоть и жестокая логика. Бесспорно, в этом проявилось художественное мастерство А.П. Чехова. Немаловажную роль играет в рассказе деталь. Передавая раздражение Лаевского, автор останавливает внимание читателя на такой портретной детали, как белая открытая шея и завитушки волос на затылке Надежды Федоровны. Казалось бы, что может быть неприятного в красивой женской шее и в кудрявых волосах? Но взгляд человека, который в чем-то разочаровался, кого-то невзлюбил, становится требовательно-капризным в поисках чего-то отталкивающего. В принципе, здесь желание как-то самооправдаться, найти веские аргументы для неприязни. Не избегает здесь Чехов и литературных параллелей. Лаевскому вспоминаются уши Алексея Каренина, к которым чувствовала отвращение героиня романа Л.Н. Толстого. Подтекст всегда составлял основу глубинного течения чеховских рассказов. В данном случае роль подтекста сводится к желанию автора показать, как герой стремится убежать от самого себя. Понимая огромную значимость труда для человеческой личности, Лаевский ни на минуту не перестает мечтать о плодотворной работе. Ему кажется, что это станет возможным для него в случае перемены места жительства. Здесь, на юге, жара, ленивые абхазцы и молодые турки, а там, на севере, где опера, театры, газеты — все виды умственного труда. Поневоле хочется возразить герою с помощью литературного приема. А как же пушкинский Онегин? Ему-то и в Петербурге «упорный труд был тошен», и опера не помогла.

В воображении Лаевского мелькают картинки за окнами вагона, везущего его в Петербург. Березы на станциях, станционные буфеты, интеллектуальные разговоры в купе — словом, то, что в его понимании именуется настоящей жизнью. Но читатель явно видит иллюзорность этих представлений героя. После таких бурных размышлений он лениво подымается и, зевая, шлепая туфлями, проходит в соседнюю комнату. Там, на подоконнике разложены бумаги, принесенные одним из его сослуживцев. Разумеется, подписываются эти бумаги с ходу, Лаевский даже прочитать их не удосуживается.              В памяти возникает незабвенный Илья Ильич Обломов и его бессмертные комнатные туфли, в которые он попадает, не глядя под ноги. О какой тут трудовой жизни может идти речь, когда вялость разлита во всем теле, и каждое движение представляется тягостным для человека. Ну а какова же позиция самого автора? Едва ли можно ответить на этот вопрос однозначно. Если внимательно прочитать обличительные монологи фон Корена, то кажется, что Чехов на стороне трудоспособного ученого-исследователя, зоолога, увлеченного естественными науками. Но и в рассуждении Лаевского немало интересных наблюдений, когда он говорит о нетерпимости и деспотизме фон Корена, о его гипертрофированном честолюбии.
Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 925 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]