Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Оценка повести А.П. Чехова «Дуэль»
14.11.2009, 11:21
1891 год. В газете «Новое время» публикуется новая повесть
знаменитого писателя А.П. Чехова «Дуэль». Тема этого сравнительно небольшого
произведения — жизнь русской интеллигенции в провинции. Место действия  —
маленький городишко на Кавказе. В данном случае А.П. Чехов не отступает
от классической традиции, переносит читателя на благословенный Кавказ.


Не вызывает сомнения и актуальность темы потому, что писатель показывает
очень знакомую, почти родственную среду: чиновники, враги, духовенство. Герои
ведут научные споры, в частности, зоолог фон Корен излагает теорию естественного
отбора, согласно которой выживает сильнейший. Ему возражает доктор Самойленко,
который не соглашается с применением этой теории по отношению к людям.


Все действующие лица повести не заняты никакими практическими делами,
разве что доктор Самойленко хоть
как-то оправдывает свое
существование содержанием табльдота, то есть общественной столовой, где питаются
постояльцы пансиона. В городе нет гостиницы, зато есть приезжие.


Мастерство писателя проявляется в тщательном отборе языковых средств,
в пейзажных зарисовках, в психологизме образов. Фабула повести не отличается
внешней занимательностью, герои не столько действуют, сколько спорят
и раздумывают над своими поступками.

Сюжет построен на терзаниях героя,
который никак не решается расстаться с женщиной,
когда-то
им любимой, а теперь
чем-то разочаровавшей его. В свое время
он увел ее от мужа, прожил с ней два года, а теперь мучительно думает о том,
где достать деньги на билет, чтобы уехать от нее.

И.А. Лаевский (так
зовут героя)
когда-то мечтал о честной трудовой жизни,
о возделывании своего виноградника. Но действительность оказалась довольно
суровой и неприглядной. Позиция Лаевского определяется слабостью
и нерешительностью и в 
какой-то степени стыдом: он оказался
совершенно неспособным нести ответственность за человека, который доверил
ему свою судьбу. В то же время чеховскому герою хватает мужества признать свою
слабость и сурово наказать себя за лень, нежелание и неумение работать.
Не случайно он сравнивает себя с так называемыми лишними людьми из русской
классики. Правда, в отличие от Печорина, Лаевский не оправдывает своего безделья
пороками окружающей среды. Когда читаешь о планах Лаевского, поневоле
вспоминается некрасовское:

Суждены нам благие порывы,
Но свершить
ничего не дано.

Ведь, если хорошенько подумать, то становится ясно,
что причина слабости в наивной самоуверенности гордого жителя, никогда
не знавшего тяжелого физического труда и отступавшего при первом столкновении
с трудностями сельской жизни. Лаконичный стиль способствует проникновению
во внутренний мир персонажей. Окружающие плохо относятся к Лаевскому
и его подруге Надежде Федоровне. Сама атмосфера городка насыщена ненавистью
и презрением к этой чете. Им не прощают незаконного сожительства. Даже красоты
героини вызывает раздражение у жен местных чиновников.

С особым
презрением говорит о Лаевском зоолог фон Корен. Наверно, его скепсис
в 
какой-то степени обоснован неприятием праздности, лени. Читателю
в свою очередь передается напряжение, нарастающее между героями, и чувствуется
неизбежность столкновения, которое со временем выльется в такую форму выяснения
отношений как дуэль. Конечно эта форма несколько устарела в конце восьмидесятых
годов девятнадцатого века, и персонажи вами относятся к ней скептически, однако,
состояние Лаевского накануне дуэли весьма напряженно. И неудивительно: человек
обдумывает свою жизнь перед возможным уходом в небытие. Близость смерти
заставляет героя заглянуть в себя, дать жестокую самооценку. Не случайно
к роковой семнадцатой главе взяты стихи А.С. Пушкина:

И с отвращением
читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
Самооценка — первая ступень
к самоочищению. А.П. Чехов, может быть, несколько традиционен в данный момент,
показывая в качестве очищения грозу

«На дворе была сильная, красивая
гроза. Пристрастно судит себя Лаевский: жизнь ему кажется фальшивой, ложной,
бесполезной, порочной. Он учился дурно и забыл то, чему его учили. На службе
он ничего не делал, жалование получал даром, и служба его — это гнусное
казнокрадство, за которое не отдают под суд».

Даже измену Надежды
Федоровны он оправдывает, потому что видит в этом постыдном факте свою вину.
Саморазоблачение героя передано в очень образной форме: «Он столкнул с неба свою
звезду. Она закатилась, и след ее смешался с ночною мглой. Она уже не вернется
на небо, потому что жизнь дается один раз и не повторяется».

Автор щедр
на различные интересные сравнения, которые делают необыкновенно выразительной
самую обыденную речь. Например, фон Корен объясняет Самойленко, почему нельзя
помогать таким людям, как Лаевский. Благодеяние, на взгляд зоолога, в данном
случае подобно поливке сорной травы и вскармливанию саранчи.

Мастерски
сделаны аналоги персонажей. За аргументами каждого из них своя, хоть и жестокая
логика. Бесспорно, в этом проявилось художественное мастерство А.П. Чехова.
Немаловажную роль играет в рассказе деталь. Передавая раздражение Лаевского,
автор останавливает внимание читателя на такой портретной детали, как белая
открытая шея и завитушки волос на затылке Надежды Федоровны. Казалось
бы, что может быть неприятного в красивой женской шее и в кудрявых волосах?
Но взгляд человека, который в 
чем-то разочаровался,
кого-то невзлюбил, становится требовательно-капризным
в поисках
чего-то отталкивающего. В принципе, здесь желание
как-то самооправдаться, найти веские аргументы для неприязни.
Не избегает здесь Чехов и литературных параллелей. Лаевскому вспоминаются
уши Алексея Каренина, к которым чувствовала отвращение героиня романа Л.Н.
Толстого. Подтекст всегда составлял основу глубинного течения чеховских
рассказов. В данном случае роль подтекста сводится к желанию автора показать,
как герой стремится убежать от самого себя. Понимая огромную значимость труда
для человеческой личности, Лаевский ни на минуту не перестает мечтать
о плодотворной работе. Ему кажется, что это станет возможным для него в случае
перемены места жительства. Здесь, на юге, жара, ленивые абхазцы и молодые турки,
а там, на севере, где опера, театры, газеты — все виды умственного труда.
Поневоле хочется возразить герою с помощью литературного приема.
А как же пушкинский Онегин?
Ему-то и в Петербурге «упорный труд
был тошен», и опера не помогла.

В воображении Лаевского мелькают
картинки за окнами вагона, везущего его в Петербург. Березы на станциях,
станционные буфеты, интеллектуальные разговоры в купе — словом,
то, что в его понимании именуется настоящей жизнью. Но читатель явно видит
иллюзорность этих представлений героя. После таких бурных размышлений он лениво
подымается и, зевая, шлепая туфлями, проходит в соседнюю комнату. Там,
на подоконнике разложены бумаги, принесенные одним из его сослуживцев.
Разумеется, подписываются эти бумаги с ходу, Лаевский даже прочитать
их не удосуживается.              В памяти возникает незабвенный Илья Ильич
Обломов и его бессмертные комнатные туфли, в которые он попадает, не глядя
под ноги. О какой тут трудовой жизни может идти речь, когда вялость разлита
во всем теле, и каждое движение представляется тягостным для человека.
Ну а какова же позиция самого автора? Едва ли можно ответить на этот вопрос
однозначно. Если внимательно прочитать обличительные монологи фон Корена,
то кажется, что Чехов на стороне трудоспособного
ученого-исследователя, зоолога, увлеченного естественными науками.
Но и в рассуждении Лаевского немало интересных наблюдений, когда он говорит
о нетерпимости и деспотизме фон Корена, о его гипертрофированном честолюбии.

Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1217 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]