Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Рецензия на рассказ А.П.Чехова «Ведьма»
21.06.2012, 00:31
 Рецензия на рассказ А.П.Чехова «Ведьма»    


В словесных портретах , пейзажах , описаниях А. П. Чехова очень часто выделяют  цветовые и звуковые детали, связанные с настроением действующих лиц , их психологическим состоянием ,характером ситуации, окружения. Отметим , что цветовым определениям, цветовым описаниям , цветовой символике, т.е. зрительным впечатлениям, обычно уделяется больше внимания , чем восприятию звуков. Однако хотелось бы отметить, что именно звуковая картина создает не просто фон действия в рассказе , а ведет читателя , позволяет ему проникнуть во внутренний мир героев , явственно ощутить их чувства, желания , сомнения - все разнообразие оттенков человеческих чувств и помыслов.
Обратимся к чеховскому рассказу «Ведьма», в котором все начинается с описания фона : темная бледность сторожки, темная ночь , по дорогам темная жижица грязи и рыжий , рябой , давно не мытый дьячок Савелий Гыкин. А за окном сторожки в эту раннюю оттепель разыгрывается метель ( «Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю... Жалобный плач слышался...А ветер гулял как пьяный»).
К этому гулу , вою и плачу присоединяется голос и самого дьячка Савелия Гыкина. Протяжный голос вливается в общий хор, музыку метели.
Ачто же ведьма - Раиса? Бушует метель, а «у окна , на табурете сидела дьячиха Раиса Ниловна...Ни желаний , ни грусти , ни радости- ничего не выражало ее красивое лицо...» . Бушует метель, на стеклах окна белеют тающие недолговечные снежинки - слезы, а Раиса равнодушна, бесчувственна, «так ничего не выражает красивый фонтан , когда он не бьет».
Но вот Раиса улавливает в вое метели звук колокольчика едущей почты : « вдруг ресницы ее шевельнулись и в глазах блеснуло внимание». Насторожился и дьячок Савелий. Он забормотал , проворчал , прохрипел, злобно косясь. А дьячиха тихо ответила , тихо спросила. И это на фоне бушующей метели , которую она как бы не слышит. Но слышит звук колокольчика - надежду хоть на какую - нибудь встречу. Так один и тот же звук у дьяка вызывает ревнивое беспокойство, страх, а у дьячихи - радость.
Уже в самом описание метели отмечены две силы : победительная сила и что - то побежденное. В бушующей метели, в сущей войне злобных звуков - жалобный плач, а потом и звук колокольчика, едва уловимый слухом. Дьячок слушал , прислушивался, услышал этот звук, а в душе его бушует , подобно метели, такая же злая борьба чувств. Раиса же спокойна и тиха. Но и у нее нарастает волна чувств. И вот кульминация событий - кульминация звуков: «Вдруг в окне раздался стук, такой громкий и необычный» и «послышался дрожащий густой бас». Появляется третье действующее лицо рассказа, молодой ,белокурый почтальон: «Грудь у него была широкая , могучая , руки красивые , тонкие , мускулистые, стройные ноги были гораздо красивее и мужественнее , чем две «кулдышки» Савелия.Даже сравнивать было невозможно».
Тихий , ласковый разговор возникает между дьячихой и почтальоном. Спросила ,ответила , добавила, встрепенувшись и краснея. А почтальон спросил , понизив голос и вскидывая глазами на дьячиху, нахмурился , усмехнулся, сказал и пробормотал, засыпая.
Скоро наступила тишина, но какая тишина ? «Слышно было только , как сопел Савелий , да как уснувший почтальон мерно и медленно дыша , при всяком вздыхании испускал густое , протяжное «к-х-х-х». Изредка в горле его поскрипывало какое-то колесико, да шуршала по тюку вздрагивающая нога». Молча смотрит на спящего почтальона Раиса, а Савелий сердито прошептал, выдохнул из груди весь воздух, возопил. И тогда дьячиха в ответ зашипела. И в тихом разговоре дьячихи и почтальона, и в «звучащей» тишине, в которую входит голос дьячка и два ряда глаголов (вздохнула , спросила - выдохнул, возопил , зашипел )выдают радость дьячихи и смятение дьячка.
Савелий будит почтальона. Пора ехать. А дьячиха видела только почтальона, «заглядывала ему в глаза и словно собиралась залезть ему в душу».
«- Чаю бы попили...». Их окружает тишина. «Ему было тепло стоять около дьячихи.
-Какая у тебя... шея...».
И , встрепенувшись, дьячиха наконец-то услышала метель - и как бы зовет ее в союзницы: - «Остались бы ...Ишь, как воет погода!»
Но в сенях застучали сапоги , пришел ямщик. Дьячиха осталась одна: «Лениво звучал колокольчик, затем другой , и звенящие звуки мелкой, длинной цепочкой понеслись от сторожки... Мало- помалу затихли». И в тишине - отсутствие звуков колокольчика, не слыша метели, походя на тигрицу в клетке, мечется в своем убогом жилище дьячиха.
Дьячок , проводивший почту к большой дороге, застает Раису уже спящей , но сон ее притворный. Савелий не может удержаться, чтобы « не уязвить. - Даром только ворожила: уехал!» Зарыдала дьячиха . «Долго плакала дьячиха. В конце концов она глубоко вздохнула и утихла. За окном все еще злилась вьюга. В печке , трубе , за всеми стенами что-то плакало, а Савелию казалось, что это у него внутри и в ушах плачет». Он словно вбирает в себя из метели что-то побежденное, что выло и плакало. Раиса кажется ему еще белее , глаже, нерприступнее... Он негодует: тьфу , ведьма противная. Но , дождавшись, «когда она утихла» и стала ровно дышать ( эти звуки сказали Савелию, чтоо Раиса засыпает), «он коснулся пальцами ее затылка...подержал в руке ее толстую косу. Она не слышала...стал смелее и погладил ее по шее».
Бесцветная , темная картина житья-бытья дьячка и дьячихи(темная ночь, темная грязь), только белеют снежинки, только иногда краснеет дьячиха от смущения, да красно с мороза лицо почтальона. Правда, есть цветовое противопоставление двух мужчин: рыжий дьячок и белокурый почтальон ( рыжий - еще рябой , немытый, а белокурый- молодой , красивый,с круглой бородкой, с широкой , могучей грудью...).А вот белая шея дьячихи станет словно символом и ее привлекательности и несовместимости ее красоты с темной бедностью и грязью сторожки: все «донельзя грязно , засалено, закопчено, так что было странно видеть среди такой обстановки белую, тонкую, нежную шею женщины»( как резкое противопоставление темное , грязное - белое , нежное).
Грязь, бедность одноцветны- темны. Краски скупы, так однообразны и то вторят, то противоречат чувствам дьячка и дьячихи. Сначала метель, ее вой и плачь словно сопровождают слова дьячка , это единство , параллелизм, речи человека и звуков бури, унисон.    
Дьячиха , напротив, будто не слышит звуков метели и только услышит звон колокольчика, она тиха, ласкова(чаю бы попили...), улыбчива(двигающиеся ямки на лице дьячихи), вся ее надежда на метель. Здесь контрапункт состояния женщины и природы, контраст звуков . В звуках - завязка рассказа( стук в окно , голос почтальона), и звук - развязка ( стук сапог и мелкая, длинная цепочка звенящих колокольчиков все дальше и дальше от сторожки). Отчаяние дьячихи охвачено тишиной, она двигается по сторожке молча, не слышит метели и когда рыдает. Но сама ожесточенность метели звучит здесь в унисон ожесточенности несчастной дьячихи. А у дьячка происходит смещение метели : была метель за окнами сторожки, был унисон его раздражения и воя метели. Но вот он словно впитал в себя и плач дьячихи , и вой метели, все звуки переселились в него самого сугубым горем его: рыжий, рябой, немытый дьячок любит Раису, в нем самом воет и плачет что-то побежденное. Так раскрывается внутренний мир двух случайно связанных судьбой людей. Красивая Раиса не слышит метели, ждет чуда любви(колокольчик почты), видит охотника, писаря, почтальона, но не видит рыжего, любящег ее дьячка.
Дьячок же - весь слух , вся его жизнь в звуках( не наворожит ли , не наведмачит ли метель, бурю, грозу), и это ожидание тревоги, страх входит в него метельным плачем, жалобным, побежденным.
В рассказе А.П.Чехова перед читателем предстает, казалось бы, простая картина бытия, но в этой мнимой простоте- сложность восприятия мира. Красота - невостребована, уродство жизни - постоянно, темнота , мрак жизнесуществования - навсегда. Нет счастья в мире , где нет любви .  

Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 5002 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]