Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Система персонажей : герои и их роли.Комедия Чехова «Вишневый сад».
21.06.2012, 00:55
Система персонажей : герои и их роли.Комедия Чехова «Вишневый сад».


Комедийность пьесы Чехова заложена в ее структуре . Каждый герой поглощен своей правдой , погружен в свои переживания и не замечает окружающих : их боли , их радости и надежды. Каждый персонаж как бы играет свой моноспектакль. Из этих моноспектаклей и складывается действие , столь сложное по звучанию.  Это одновременно и полифония , и диссонанс, где каждый голос стремится быть единственным..
Откуда эта самопоглощенность героев «Вишневого сада»? Что мешает им услышать друг друга : ведь все они - близкие люди , пытающиеся друг другу помочь, поддержать и получить поддержку? Обратите внимание: каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал , а не к партнерам по сцене. Так Аня никогда не поймет драмы матери , а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Что же не пускает друг к другу героев пьесы? Дело в том , что , по замыслу автора , каждый из них - не только личность, но и исполнитель определенной социально - исторической роли, они заложники истории.
Человек в известной степени может корректировать свою личность , свои отношения с окружающими . Но изменить свою роль он не может , как бы чужда она ему ни была . Несоответствие внутренней сущности героя той социально - исторической роли, которую он вынужден играть,  вот драматическая суть «Вишневого сада».
«Старая женщина , ничего в настоящем , все в прошлом», - так характеризовал Раневскую в своих письмах к Станиславскому сам Чехов. Давайте подумаем , что же у нее в прошлом ? Ее молодость , семейная жизнь, цветущий и плодоносящий вишневый сад - все это кончилось несколько лет назад , кончилось трагически. Умер муж , имение пришло в упадок, возникла новая , мучительная страсть. А затем случилось непоправимое : погиб - утонул в реке - Гриша. Гибель сына - самая страшная трагедия. Для Раневской ужас утраты соединился с чувством вины: увлечение возлюбленным , поглощенность любовью , кажется ей , отдалили ее от сына. Быть может , нелепую смерть можно было предотвратить? Быть может, гибель Гриши - кара ей , матери , за непозволительную страсть? И Раневская бежит из дома-  от вишневого сада , от дочерей , от брата , от той реки ,  где утонул  сын - от всей прежней жизни, от прошлого своего , обернувшегося непоправимой катастрофой. Бежит , чтобы никогда не возвращаться , бежит , чтобы где-нибудь закончить свою грешную и нелепую - после смерти мальчика- жизнь.
Раневская оказывается в Париже. Притупилась острая боль, схлынула первая волна отчаяния . Раневскую спасла любовь. Чувство к человеку , ее недостойному , к подлецу... Но разве дано нам выбирать , кого любить ? Да , он негодяй , ее последний возлюбленный , он обобрал и бросил ее, а после опять вернулся - снова  нищим. И Любовь Андреевна все знает о нем , все понимает - и не желает этого знать и помнить . Ибо ценно само чувство , ибо нет для нее ничего  в жизни , превыше любви.
Посмотрите, это единственная героиня «Вишневого сада» , живущая в ореоле любви : не случайно само имя ее - Любовь. Любови, прежние и нынешние, переплетаются в ее душе, умение любить бескорыстно и безрассудно, целиком отдаваясь чувству - вот «ключ» к образу Раневской. «Это камень на моей шее , и я иду с ним на дно , но я люблю этот камень и жить без него не могу», - кто еще из русских героинь был так откровенен?! Ее теперешняя жизнь есть , в сущности, жизнь после жизни. Ничто из прежнего не забыто. Не зажила и никогда не заживет страшная рана. Все призрачней связь с родным домом и родными людьми. Все невозможней ни стать «своей» в Париже, ни вернуться к вишневому саду... Призрачность , нелепость существования , тоска по дому , чувство вины пред дочерью  и падчерецей - за то , что оставила их , за то , что тратит их состояние, - томят Любовь Андреевну. И вот  на наших глазах делается решительный шаг : Раневская возвращается домой. Она рвет телеграммы от своего возлюбленного , рвет не читая: с Парижем покончено! Она счастлива : «Мне хочется прыгать, размахивать руками... Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно , я не могла смотреть из вагона , все плакала.» «Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое !»
Раневская возвращается в дом , где все ее любят, где ее ждут - и преданно ждали пять «парижских» лет. И где все ее за что-то осуждают : за «порочность» , за легкомыслие ... Никто не желает принять ее такую , какая она есть, ее любят , осуждая и посмеиваясь. И сама Раневская остро чувствует это, принимает справеливость упреков, постоянно ощущает свою вину . Но рядом с чувством вины в ней нарастает отчужденность : почему все требуют от нее чего-то , что дать она не может, отчего ждут , что она изменится , станет той , какою окружающие хотят ее видеть, перестанет быть собой?! Чем дальше , тем яснее становится : она чужая здесь.
В перечне действующих лиц Раневская обозначена одним словом: «помещица». Но это помещица , никогда не умевшая управлять своим поместьем , страстно его любившая , но не сумевшая его сохранить. Ее бегство из поместья после смерти Гриши , закладывание и перезакладывание поместья ... Номинально - помещица . По сути - дитя этого вишневого сада , не способная его спасти от разорения и гибели.
Роль помещицы для Раневской уже отыграна давно. Роль матери - также: в новую жизнь , где нет места Любови Андреевне , уходит Аня, по-своему устраивается Варя... Вернувшись , чтобы остаться навсегда , Раневская лишь завершает свою прежнюю жизнь, убеждается , что нельзя дважды войти в одну  ту же реку. Все надежды оборачиваются панихидой по прежней жизни : былое умерло , ушло безвозвратно. Она «прожила» все сюжеты , возможные в России. Родина не приняла блудную дочь : возвращение не состоялось. И призрачная парижская «жизнь после жизни» оказывается единственной реальностью. Раневская возвращается в Париж - а в России уже стучит топор в ее вишневом саду.
Стихия любви , ее мучительных страстей , греха и покаяния , в которой живет Раневская , чужда остальным героям комедии. Ее одиночество - это ее суть.
В комедии переплетаются несколько сюжетных линий . Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари.Она построена на излюбленном чеховском приеме : больше всего и охотнее всего говорят о том , чего нет, обсуждают подробности , спорят о мелочах несуществующего , не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное.
Так - убежденно , как о давно решенном, говорит о своем разрыве «с тем человеком» Раневская и... уезжает к нему. Так - уверенно обсуждаются проекты спасения сада... Так - говорят о романе Лопахина и Вари. Но почему же не состоялся этот роман? И здесь позволительно спросить : а был ли роман?
Давайте , прежде всего, всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считает его роль «центральной» в комедии, писал Станиславскому , что «если этр роль не удасться , то значит , и вся пьеса провалится».
Фигура купца привлекала русскую литературу уже полвека. Наряду с темными самодурами искали черты нового , интеллигентного купца, мудрого и честного предпринимателя. Но черты его ускользали . Но Чехов представляет новый тип героя . Лопахин - единственный , кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план потому , что Лопахин понимает : в прежнем виде сад сохранить нельзя , его время ушло , и теперь сад можно сберечь , лишь переустроив , пересоздав в соответствии с новыми требованиями новой эпохи.
Действительно , когда-то сад был важной частью помещечьего хозяйства: «В прежнее время ...вишню сушили , мочили , мариновали . Денег было!»- вспоминает Фирс. Но теперь денег катастрофически не хватает , но экономят на пищи для дворни , тогда как вишню девать некуда , она опадает и пропадает. Сад превратился в символ , перестал быть реальностью: для всех , кроме Лопатина, он обиталище призраков былого. Вот Раневская видит , как по саду идет покойная мама. Вот Петя объясняет Ане : «... неужели  с каждой вишни  в саду... не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов...»
Лопахин стремится вернуть саду жизнь - пусть даже вдохнув в него новую жизнь , отрицающую старую. Лопахин убеждает Раневскую  и Гаева, объясняет , доказывает , предлагает деньги, и ... сам оказывается владельцем сада. Он одновременно счастлив и удручен случившимся , и тут же слова : «... о, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как - нибудь наша нескладная , несчастливая жизнь!» Подумаем над последними отчаянными словами Лопахина . Ему- единственному в пьесе- дано приблизиться к настоящей правде , к глубокому пониманию сущности эпохи.  Не чьи-то отдельные частные грехи винит Лопатин , он замечает неблагополучие всей современной жизни. Это и выдвигает Лопахина на центральное место в комедии.
А теперь подумаем , могла ли Лопахина привлекать Варя - серенькая , недалекая , захваченная мелочными хозяйственными проблемами? Любит ли Варя Лопахина ? Как понимает она любовь? Помните, Петя все сердится , что Варя шпионит за ним и Аней , опасается , как бы у них не вышло романа . И дело не в том , что Петя и Аня далеки от любви , а в Вариных принципах и взглядах, в ее мелочном , мещанском восприятии любых человеческих отношений. Варя не задается вопросом , любит ли она Ермолая Алексеевича и любит ли он ее. Она видит подходящую партию , она хочет выйти замуж, и она ждет признания от Лопахина . И то , что Лопахин не делает ей предложения , она относит на счет его деловитости: «...у него дела много , ему не до меня». У Вари даже мысли не возникет иначе взглянуть на ситуацию , подумать , любит ли ее Лопахин , интересна ли она ему?
Не застенчивость и не занятость мешают Лопахину объяснится с Варей . Не любит он ее , с ней ему скучно. Он жаждет иной жизни , новой для него .
Мужик , крестьянский сын , Лопахин становится хозяином вишневого сада . Именно ему принадлежит самое пылкое признание : «... имение , прекрасней которого нет на свете». Он берет в свои руки то , что принадлежало аристократии и что аристократия удержать не сумела. Но автор не обольщается насчет новых мужиков , как Лопахин . Рядом с Ермолаем Алексеевичем существует очень важная фигура - лакей Яша. Он - такой же крестьянский сын , он также ощущает пропасть между своим нынешним положением (пожил в Париже) и своим прошлым.  И этот наглый , отвратительный хам ярко оттеняет Лопахина, всей своей сутью противостоит ему . Не только Россия Раневской  и Россия Пети Трофимова глядятся друг в друга , но и Россия Лопахина , Россия лакея Яши.
Еще один очень важный герой в пьесе , лишь на первый взгляд выполняющий второстепенную роль,- Петя Трофимов. Одинокий и неприкаянный бродит Петя по России, и все же он по-своему счастлив. Это самый свободный и оптимистичный из героев «Вишневого сада». Петя живет в ином мире , чем остальные персоножи комедии , мире идей . Идеи , грандиозные планы, философские системы -  вот Петин мир , его стихия. Отношения его с реальным миром очень напряжены. Он не умеет жить в нем , для окружающих он нелеп и странен , «облезлый барин, вечный студент». Он не в ладу с вещами , зато в мире идей он парит. Там получается все ловко и складно , там он улавливает все закономерности. И ведь все рассуждения Пети о новой России справедливы. Но вот он берется рассуждать не об идеях , а об их реальном воплощении: и его речи начинают немедленно звучат напыщенно и нелепо, вся система рассуждений превращается в простое фразерство.
 Из всех обитателй  и гостей поместья своиим идеями Пете удалось увлечь лишь юную , неопытную Аню . Так и идут они в паре : враждебный миру вещей Петя и «не знающая жизни» Аня. И цель у Пети есть - ясная и определенная - «вперед - к звезде».
Чеховская ирония блистательна . Комедия его удивительно запечатлела всю нелепицу русской жизни конца века . Одни герои уверенно шагают «вперед- к звезде», оставляя вишневый сад без сожаления. Другие - мучительно переживают утрату. Спасение сада , оказывается , в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает смерть былого , и палачом оказывается тот , кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.        

Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 3706 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]