Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П. |
Старый мир и новые хозяева в пьесе «Вишневый сад»
14.11.2009, 11:16 | |
«Вишневый сад» — это последнее произведение А.П. Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель размышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красоту и богатство. Он был одним из первых, кто осознал, что старая крепостная жизнь бесповоротно обречена на крах и что на смену ей идет могучая сила — буржуазия. Смерть дворянства и приход капиталистов — вот основа пьесы. «Вишневый сад» — самое позднее и, на мой взгляд, самое совершенное драматическое произведение Чехова. В нем Антон Павлович выразил свои убеждения, свои мысли, свои надежды. Будущее России принадлежит таким, как Трофимов и Аня. «Студенты и курсистки — это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России», писал он в одном из писем. быть, по мнению Чехова, подлинными хозяевами вишневого сада. Но ведь владельцы вишневого сада — потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду в нем и в дальнейшем? Будучи связанным с ушедшими из жизни людьми и прежними хозяевами, вишневый сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так Раневская и Гаев и воспринимают его. Любовь Андреевна замечает: «Если во всей губернии есть так это только наш вишневый сад». Его масштаб и ценность отмечены в Энциклопедическом словаре. Его урожайность сохранилась как легенда. Но главное вовсе не это. Вишневый сад для этих героев — детство, чистота, нежность; по словам Раневской, «счастье просыпалось» вместе с нею «каждое утро», когда она глядела из окна на эти деревья. Восторгам предается и Гаев: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?» Для него, как и для сестры, сад — это поэзия, благоухание, стихи. Сад рождает для Раневской и Гаева массу светлых воспоминаний, трепетных переживаний, размышлений о времени, о жизни среди прекрасных деревьев. Это воплощение неповторимых душевных ценностей, созданных прежними поколениями. Беда только в том, что сами прежние хозяева, эти милые и хорошие, но беззаботные, непрактичные, беспечные люди, оказываются не в состоянии сохранить этот сад в целости и покое, в его цветении и красоте. Они беспокоятся о саде, но ничего не делают для его спасения. А ведь возможностей у них предостаточно. Мало того, они живут в долг, проматывая деньги, способствуя тем самым неминуемой продаже сада. Сами они недостойны той красоты вишневого сада, которой он знаменит. Раневская и Гаев — первые губители своего сказочного великолепного вишневого сада, хотя отчета в этом они себе не отдают. Чехов ясно дает почувствовать, что процветать дворянам осталось недолго, что скоро на смену им придут новые люди: предприимчивые, сильные, ловкие, такие, как Лопахин. А кто же такой Лопахин? Мне кажется, что он и привлекает, и мы узнаем, что отец Лопахина — мужик крепостной, которого не пускали даже на кухню к господам. После реформы 1861 года он выбился в люди, разбогател, стал лавочником. Лопахин чувствует свое превосходство над дворянами. Он обращается с ними, как с равными. Да и сам Гаев Раневская относятся к нему с уважением, так как чувствуют материальную зависимость от него и понимают, что класс лопахиных скоро вытеснит их, родовитых дворян, и займет господствующее место в государстве. Мне показалось, что Чехов симпатизирует этому герою. Лопахин а может быть, тем, что Ермолай так же, как и Антон Павлович, сам пробивал себе дорогу в люди. Но Чехов не идеализирует Лопахина. Он правдиво показывает в нем привлекательное и страшное. То Лопахин не прочь полюбоваться картиной цветущего мака, то его трезвый ум просчитывает выгоды от покупки вишневого сада. Чехов создает у нас впечатление, это Лопахин лишь временный хозяин жизни. Мы видим, что чувства его зачастую расходятся с его поступками. Признательный Раневской, он искренне готов облегчить ее положение, но своей покупкой имения лишает Раневскую крова, а тем, что начинает рубить сад еще до ее отъезда, причиняет ей боль. Нет, Лопахин — это не хозяин вишневого сада. Он только временный владелец. Праздной жизни Раневской и Гаева, разрушительной деятельности предпринимателя Лопахина Чехов противопоставляет искания правды Трофимова, который горячо верит в торжество справедливости жизни в недалеком будущем. Студент Трофимов показан человеком исключительной честности и бескорыстия. Он беден, но категорически отказывается брать в займы. Он много говорит о необходимости переустройства жизни, но мало делает. Это талантливый пропагандист, за ним идет молодежь. Петя верит в новую Россию и призывает идти к новой жизни. Он увлекает за собой и серьезную, самоотверженную Аню. К концу пьесы мы слышим ее жизнерадостный призыв «сажать новый сад». Петя и Аня — представители будущего России. Сад стал символом страны, России. Правда, пока не осуществлена мечта Чехова о том, чтобы вся страна была садом. И, следовательно, образ «вишневого сада» так и остается символом прекрасной жизни, о которой мы все мечтаем. Но я убежден, что наступит время, когда каждый из нас сможет с гордой уверенностью сказать: «Вся Россия — наш сад!». | |
Просмотров: 2244 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта