Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Старый мир и новые хозяева в пьесе «Вишневый сад»
14.11.2009, 11:16
«Вишневый сад» — это последнее
произведение А.П. Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину,
писатель размышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию,
ее красоту и богатство. Он был одним из первых, кто осознал, что старая
крепостная жизнь бесповоротно обречена на крах и что на смену ей идет могучая
сила — буржуазия. Смерть дворянства и приход капиталистов — вот основа пьесы.


«Вишневый сад» — самое позднее и, на мой взгляд, самое совершенное
драматическое произведение Чехова. В нем Антон Павлович выразил свои убеждения,
свои мысли, свои надежды. Будущее России принадлежит таким, как Трофимов и Аня.
«Студенты и курсистки — это хороший и честный народ. Это надежда наша,
это будущее России», писал он в одном из писем. Им-то и предстоит
быть, по мнению Чехова, подлинными хозяевами вишневого сада. Но ведь владельцы
вишневого сада — потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит
их роду много-много лет. Почему же они не могут хозяйничать
в нем и в дальнейшем?

Будучи связанным с ушедшими из жизни людьми
и прежними хозяевами, вишневый сад воплощает прошлую культуру и красоту.
Так Раневская и Гаев и воспринимают его. Любовь Андреевна замечает: «Если
во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное,
так это только наш вишневый сад». Его масштаб и ценность отмечены
в Энциклопедическом словаре. Его урожайность сохранилась как легенда. Но главное
вовсе не это. Вишневый сад для этих героев — детство, чистота, нежность;
по словам Раневской, «счастье просыпалось» вместе с нею «каждое утро», когда
она глядела из окна на эти деревья. Восторгам предается и Гаев: «Сад весь белый.
Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень,
она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?» Для него, как и для сестры,
сад — это поэзия, благоухание, стихи. Сад рождает для Раневской и Гаева массу
светлых воспоминаний, трепетных переживаний, размышлений о времени, о жизни
среди прекрасных деревьев. Это воплощение неповторимых душевных ценностей,
созданных прежними поколениями. Беда только в том, что сами прежние хозяева,
эти милые и хорошие, но беззаботные, непрактичные, беспечные люди, оказываются
не в состоянии сохранить этот сад в целости и покое, в его цветении и красоте.
Они беспокоятся о саде, но ничего не делают для его спасения. А ведь
возможностей у них предостаточно. Мало того, они живут в долг, проматывая
деньги, способствуя тем самым неминуемой продаже сада. Сами они недостойны
той красоты вишневого сада, которой он знаменит. Раневская и Гаев — первые
губители своего сказочного великолепного вишневого сада, хотя отчета в этом
они себе не отдают.

Чехов ясно дает почувствовать, что процветать
дворянам осталось недолго, что скоро на смену им придут новые люди:
предприимчивые, сильные, ловкие, такие, как Лопахин. А кто же такой Лопахин?
Мне кажется, что он и привлекает, и чем-то страшит Чехова. Из пьесы
мы узнаем, что отец Лопахина — мужик крепостной, которого не пускали даже
на кухню к господам. После реформы 1861 года он выбился в люди, разбогател, стал
лавочником.

Лопахин чувствует свое превосходство над дворянами.
Он обращается с ними, как с равными. Да и сам Гаев Раневская относятся к нему
с уважением, так как чувствуют материальную зависимость от него и понимают,
что класс лопахиных скоро вытеснит их, родовитых дворян, и займет господствующее
место в государстве. Мне показалось, что Чехов симпатизирует этому герою.
Лопахин чем-то близок писателю. Может быть, своим происхождением,
а может быть, тем, что Ермолай так же, как и Антон Павлович, сам пробивал себе
дорогу в люди. Но Чехов не идеализирует Лопахина. Он правдиво показывает
в нем привлекательное и страшное. То Лопахин не прочь полюбоваться картиной
цветущего мака, то его трезвый ум просчитывает выгоды от покупки вишневого сада.


Чехов создает у нас впечатление, это Лопахин лишь временный хозяин
жизни. Мы видим, что чувства его зачастую расходятся с его поступками.
Признательный Раневской, он искренне готов облегчить ее положение, но своей
покупкой имения лишает Раневскую крова, а тем, что начинает рубить
сад еще до ее отъезда, причиняет ей боль. Нет, Лопахин — это не хозяин вишневого
сада. Он только временный владелец.

Праздной жизни Раневской и Гаева,
разрушительной деятельности предпринимателя Лопахина Чехов противопоставляет
искания правды Трофимова, который горячо верит в торжество справедливости жизни
в недалеком будущем. Студент Трофимов показан человеком исключительной честности
и бескорыстия. Он беден, но категорически отказывается брать в займы. Он много
говорит о необходимости переустройства жизни, но мало делает. Это талантливый
пропагандист, за ним идет молодежь. Петя верит в новую Россию и призывает идти
к новой жизни. Он увлекает за собой и серьезную, самоотверженную Аню. К концу
пьесы мы слышим ее жизнерадостный призыв «сажать новый сад». Петя и Аня —
представители будущего России.

Сад стал символом страны, России. Правда,
пока не осуществлена мечта Чехова о том, чтобы вся страна была садом.
И, следовательно, образ «вишневого сада» так и остается символом прекрасной
жизни, о которой мы все мечтаем. Но я убежден, что наступит время, когда каждый
из нас сможет с гордой уверенностью сказать: «Вся Россия — наш сад!».
Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2244 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]