Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Трагикомизм тщеславия (по произведениям А.П. Чехова)
14.11.2009, 11:18
Тщеславие — высокомерное
стремление к славе, к почитанию.


Словарь С.И.
Ожегова


Среди человеческих пороков тщеславие занимает, увы,
далеко не последнее место. Философы и психологи хорошо это знают. Не случайно
оно представляет для них немалый интерес. Какова же природа тщеславия?
В чем причина его возникновения? Может быть, оно генетически обусловлено
или является продуктом определенных социальных условий?

Гоголевские
чиновники из маленького уездного городка N трепещут от страха перед ничтожнейшим
существом в сюртуке столичного покроя. А это существо (Хлестаков) в апофеозе
тщеславия причисляет себя к сильным мира сего. «Графы, князья в передней
толкутся, как шмели жужжат». Но может ли тщеславие быть свойством
по-настоящему умного человека?

Если верить нашей
классической литературе, то нет. Наглядное подтверждение тому — творчество А.П.
Чехова. Писатель погружает своих читателей в обычную среду обычных людей.
В его рассказах нет крупных исторических фигур. Обыденная жизнь с ее размеренным
бытом и средним уровнем существования. И в то же время, какой пестрый интересный
мир, какая глубина человеческих страстей! Хрестоматийными стали рассказы
и повести А.П. Чехова «Ионыч», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Человек
в футляре», «Степь», «Скучная история». Однако мне хочется написать о более
ранних произведениях писателя, подписанных смешным псевдонимом — Антон Чехонте.
На них, этих небольших рассказах, сюжеты которых просты и непритязательны,
уже лежит печать гениальности.

Литературная известность пришла к А.П.
Чехову после публикации его небольшого рассказа «Письмо к ученому соседу».
Герой — отставной урядник из дворян Василий Семибулатов пытается отрицать теорию
эволюционного отбора Ч. Дарвина. Воинствующее невежество в данном случае
объясняется социальным тщеславием, ведь господин Семибулатов из дворян и потому
смело может претендовать на истину в последней инстанции в своих суждениях.
На читателя обрушивается целый каскад глупостей: тут и признание в любви
к ученым, тут и пышные сравнения умственной деятельности со светилами,
тут и опровержение некоторых идей «касательно естества природы, а за всем этим —
человеческая убогость, желание сыграть роль чуть-чуть повыше того,
которую назначила природа». Смешно и грустно одновременно. Сколько таких
еще соседей препятствуют истинному знанию, мешают развитию науки!


Рассказ «Радость» — воплощенная в жизнь комедия тщеславия. Некий Митя
Кулдаров буквально находится на седьмом небе от счастья, прочитав о себе
в газетной хронике происшествий. Для него совсем не важно, что о нем написано.
Главное — прочесть свою фамилию в газете, и не в счет то, что все его знакомые
прочитают о похождениях в пьяном виде, о визите в полицейский участок, об ударе
в затылок. Хоть маленькая, но известность, не каждый день можно встретить свое
имя напечатанным. Писатель передает возбужденное состояние своего героя словами:
«Возбужденный, взъерошенный влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил
по всем комнатам».

Чеховский Митя Кулдаров — младший брат гоголевского
Хлестакова, у них даже чин одинаковый — коллежский регистратор, самая
незначительная чиновничья должность. А тоже ведь хочется прославиться! Нередко
тщеславие — удел людей, которые в свое время прошли через унижения. Бесспорно,
они мечтают о реванше. Таков герой рассказа «Торжество победителя». Начальник
приглашает на обед своих подчиненных, кормит их вкусно и сытно,
но не отказывается от удовольствия покуражиться над ними. При этом с величайшим
удовольствием вспоминает о своих унижениях, через которые ему довелось пройти
в юности. Гости поют петухом, танцуют перед ним, исполняют все его прихоти,
а читателю становится страшно. Неистребима рабская психология в людях!


Коллежский регистратор, от имени которого ведется рассказ, стремится
потешить начальство и тоже думает о своем реванше: «Быть мне помощником
письмоводителя!». Чехов не дает точных рецептов, как избавиться от тщеславия.
Он просто обращает внимание на трагикомическую сторону этого человеческого
свойства, заставляя людей самих делать выводы.

В одном из своих писем
писатель утверждал: «Художник не должен быть судьею своих персонажей и того,
о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем. А судить и делать оценку
будут присяжные, то есть читатели».
Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2953 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]