Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П. |
Трагикомизм тщеславия (по произведениям А.П. Чехова)
14.11.2009, 11:18 | |
Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию. Словарь С.И. Ожегова Среди человеческих пороков тщеславие занимает, увы, далеко не последнее место. Философы и психологи хорошо это знают. Не случайно оно представляет для них немалый интерес. Какова же природа тщеславия? В чем причина его возникновения? Может быть, оно генетически обусловлено или является продуктом определенных социальных условий? Гоголевские чиновники из маленького уездного городка N трепещут от страха перед ничтожнейшим существом в сюртуке столичного покроя. А это существо (Хлестаков) в апофеозе тщеславия причисляет себя к сильным мира сего. «Графы, князья в передней толкутся, как шмели жужжат». Но может ли тщеславие быть свойством Если верить нашей классической литературе, то нет. Наглядное подтверждение тому — творчество А.П. Чехова. Писатель погружает своих читателей в обычную среду обычных людей. В его рассказах нет крупных исторических фигур. Обыденная жизнь с ее размеренным бытом и средним уровнем существования. И в то же время, какой пестрый интересный мир, какая глубина человеческих страстей! Хрестоматийными стали рассказы и повести А.П. Чехова «Ионыч», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре», «Степь», «Скучная история». Однако мне хочется написать о более ранних произведениях писателя, подписанных смешным псевдонимом — Антон Чехонте. На них, этих небольших рассказах, сюжеты которых просты и непритязательны, уже лежит печать гениальности. Литературная известность пришла к А.П. Чехову после публикации его небольшого рассказа «Письмо к ученому соседу». Герой — отставной урядник из дворян Василий Семибулатов пытается отрицать теорию эволюционного отбора Ч. Дарвина. Воинствующее невежество в данном случае объясняется социальным тщеславием, ведь господин Семибулатов из дворян и потому смело может претендовать на истину в последней инстанции в своих суждениях. На читателя обрушивается целый каскад глупостей: тут и признание в любви к ученым, тут и пышные сравнения умственной деятельности со светилами, тут и опровержение некоторых идей «касательно естества природы, а за всем этим — человеческая убогость, желание сыграть роль которую назначила природа». Смешно и грустно одновременно. Сколько таких еще соседей препятствуют истинному знанию, мешают развитию науки! Рассказ «Радость» — воплощенная в жизнь комедия тщеславия. Некий Митя Кулдаров буквально находится на седьмом небе от счастья, прочитав о себе в газетной хронике происшествий. Для него совсем не важно, что о нем написано. Главное — прочесть свою фамилию в газете, и не в счет то, что все его знакомые прочитают о похождениях в пьяном виде, о визите в полицейский участок, об ударе в затылок. Хоть маленькая, но известность, не каждый день можно встретить свое имя напечатанным. Писатель передает возбужденное состояние своего героя словами: «Возбужденный, взъерошенный влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам». Чеховский Митя Кулдаров — младший брат гоголевского Хлестакова, у них даже чин одинаковый — коллежский регистратор, самая незначительная чиновничья должность. А тоже ведь хочется прославиться! Нередко тщеславие — удел людей, которые в свое время прошли через унижения. Бесспорно, они мечтают о реванше. Таков герой рассказа «Торжество победителя». Начальник приглашает на обед своих подчиненных, кормит их вкусно и сытно, но не отказывается от удовольствия покуражиться над ними. При этом с величайшим удовольствием вспоминает о своих унижениях, через которые ему довелось пройти в юности. Гости поют петухом, танцуют перед ним, исполняют все его прихоти, а читателю становится страшно. Неистребима рабская психология в людях! Коллежский регистратор, от имени которого ведется рассказ, стремится потешить начальство и тоже думает о своем реванше: «Быть мне помощником письмоводителя!». Чехов не дает точных рецептов, как избавиться от тщеславия. Он просто обращает внимание на трагикомическую сторону этого человеческого свойства, заставляя людей самих делать выводы. В одном из своих писем писатель утверждал: «Художник не должен быть судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем. А судить и делать оценку будут присяжные, то есть читатели». | |
Просмотров: 3005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта