Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Грибоедов А.С.

Слух о сума¬сшествии Чацкого
22.06.2012, 00:11
Общую картину на балу завершают заядлые сплетники —• господа N. и D. Они с увлечением распространяют слух о сума¬сшествии Чацкого.
Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упо¬минанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах.
Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина, Фаму¬сов — из-за «завиральных идей». Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. На¬талья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее «модисткою изволил величать». Даже семейство Туго¬уховских, хоть и не обижено, дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених, он оказался не чиновени не   богат.
Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавис¬тен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. Й общество принимает свои меры, что¬бы его обезвредить,— возводит на него гнусную клевету.
Обличение  крепостнических  взглядов,  чинопочитания,   неве¬жества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности инте¬ресов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со  сцены приезда Чацкого и кончая  финалом  пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к националь¬ной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть ду¬ши своей он вкладывает в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья». Он призывает сильных душою людей «словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тош¬ноты по стороне чужой».
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев! —
восклицает Чацкий.
Сам Чацкий говорит живым, метким русским языком. Его речь насыщена оборотами, свойственными русской народной ре¬чи: мочи нет, чай, приговаривал, коли и др. Эти выражения орга¬нически сочетаются в его языке с литературными оборотами: «Я не об дядюшке об вашем говорю; Его не возмутим мы праха: Но между тем кого охота заберет...» (книжное выражение не возмутим праха и разговорное — охота заберет) и т. д.
Поклонникам всего иностранного Чацкий противопоставляет передовых людей, «кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудря¬вых». Эти люди, единомышленники Чацкого, осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями», «опасными», сумасшед¬шими.
Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусо¬ва считают просвещение, науку. Сами они — люди невежествен¬ные, хотя берутся обо всем судить, причем считают, что их мне¬ния непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образо¬вании:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев...

Категория: Грибоедов А.С. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1136 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]