Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина
13.11.2009, 18:40 | |
Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность Так, стихотворение «Деревня» поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы этой части стихотворения: «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты», «в дали рассыпанные хаты», «мельницы крылаты», — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя «другом человечества», не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердца...» людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетенный» и «отечество свободы просвещенной». Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни «тягостный ярем до гроба ... влекут», а другие, «не видя слез, не внемля стона», «присвоили себе ... и труд, и собственность, и время земледельца», выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья». Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. Поэтом используется и множество части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крылатые», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: «...насильственной лозой», «чуждый плуг», «измученные рабы», «неумолимый владелец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества. Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая: Приветствую тебя, пустынный уголок (женская), Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская), Где льется дней моих невидимый поток (женская) На лоне счастья и забвенья (мужская) (перекрестная рифма Я твой — люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. (кольцевая рифма | |
Просмотров: 2219 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта