Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
История России в творчестве А.С. Пушкина (на примере поэмы «Борис Годунов»)
13.11.2009, 00:26 | |
Один из выдающихся историков ХХ столетия М.Н. Тихомиров из существенных отличий человека от животного. «Корове все равно, пастись на каком поле — на Куликовом или на Бородинском, а человек в поле поклонится этим священным местам». Но изучение истории — это не только чтение учебников или исторических монографий. Через культуру высокого художественного слова мы постигаем исторические закономерности, учимся размышлять о сложности исторического пути нашей родины, России. Не случайно писатель и историк в свое время объединились в лице Н.М. Карамзина. О трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина написано очень много. Но до сих пор остается загадкой, как мог двадцатишестилетний человек зрело, глубоко и пророчески воссоздать верную картину одной из сложнейших исторических эпох в жизни России, так называемого Смутного времени. Металися смущенные народы, И высились, и падали цари, И кровь людей то славы, то свободы, То гордости багрила алтари — написал поэт в одном из посланий к лицейским друзьям. Эти строки могли бы послужить прекрасным эпиграфом к его бессмертной трагедии. Итак, как же раскрывается историческая тема в этом небольшом по объему произведении? Мы видим целый ряд великолепных массовых сцен: толпа народа на Красной площади, группы людей на девичьем поле, возле Новодевичьего монастыря, собрание бояр в Кремлевских палатах, комический эпизод в корчме на литовской границе, ужин в доме ловкого политика, мастера закулисной интриги князя Шуйского. За всем этим — великий драматург, мыслитель и историк, психолог и художник слова А. С. Пушкин. Уже в первом акте трагедии мы читаем о Земском соборе, состоявшемся в 1598 году с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных. Именно на нем выдвигалась кандидатура на российский престол в лице Бориса Годунова, который, по мнению Шуйского, «… вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач…». В этих коротких строчках целое историческое явление — кровавая опричнина, огнем и мечом прошедшая по Руси. Идет борьба за власть, жестокая, беспощадная. В ней хороши все средства: подкуп убийц, сеянье смуты, интриги. Не случайно Шуйский предлагает Воротынскому: «Давай народ искусно волновать…». Ловкому политику без мнения народного не обойтись, а боярство, по признанию того же князя Воротынского, утратило свой авторитет в народе: Народ отвык в нас видеть древню отрасль Воинственных властителей своих. В такой обстановке вполне возможно избрание на престол человека сомнительного происхождения, который «… умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать». Полна драматизма и тайных страстей сцена в Чудовом монастыре, где читатель как бы слышит разговор На первый взгляд, вполне мирская беседа старика с молодым человеком, но сколько в ней собрано исторических фактов, какой глубокий, проникновенный взгляд в суть вещей, какое тонкое понимание сложнейших исторических процессов! Григорий размышляет о летописи, которую ведет Пимен: …И часто Я угадать хотел, о чем он пишет? О темном ли владычестве татар? О казнях ли свирепых Иоанна? О бурном ли Новогородском Вече? О славе ли отечества?... По мнению Григория, летописец должен дать максимально объективную оценку событиям, сам оставаясь при этом беспристрастным: Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева. Однако Пимен не может равнодушно внимать добру и злу, суровый приговор он выносит убившему невинного младенца: … И не уйдешь ты от суда людского, Как не уйдешь от божьего суда. Не менее интересны в трагедии монологи персонажей, особенно самого царя. В них и размышление, и исповедь, и раскрытие внутреннего мира человека, и страдающая душа того, кто, на первый взгляд, достиг предела человеческих желаний. Здесь Пушкин величайший психолог. Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Диалектика общественных процессов не зависит от воли личности, пусть даже сильной и властной. Это понимает высшей власти. Все благие начинания царя не находят отклика в народе, потому что жизнь не становится легче, а тут еще муки больной совести не дают покоя: И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда…Ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. И, наконец, пушкинское разрешение исторической загадки: почему так легко удалось взойти на Московский престол Лжедмитрию? Неужели так просто обработать массовое сознание и убедить людей в чудесном воскрешении убиенного через двенадцать лет? Вдобавок ко всему, при отсутствии средств массовой информации. Увы, дело тут совсем не в легковерии народа, а в более сложных исторических явлениях, согласно которым происходит понимание необходимости смены власти. А в такие моменты, как правило, находится немало охотников воспользоваться сложившейся ситуацией. Лжедмитрий один из них. Перешедший на сторону самозванца, Гаврила Пушкин говорит об этом Федору Басманову, царскому военачальнику: Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою подмогой, А мнением; да! Мнением народным. Однако тот же Гаврила Пушкин не учитывает одно обстоятельство. Мнение народное может обернуться и против самозванца, который, будучи ставленником Польши, посягнет на святая святых — православную веру и будет насаждать католичество. Путь к власти Лжедмитрия обагрен кровью — убийством детей Бориса Годунова. Подобное злодеяние не прощается никому. Поэтому в финале трагедии народ безмолвствует, но в этом безмолвии скрыто грозное предупреждение: народный суд не менее строг и справедлив, чем божий суд, и каждому воздается за все содеянное. Все известно, что А.С. Пушкин во время работы над трагедией читал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. Однако при всем уважении к известному историку поэт не разделяет его монархических убеждений. Если для Карамзина причина зла в личных качествах самодержца, то для Пушкина история слишком сложный поступательный процесс, чтобы полностью зависеть от воли той или другой личности. Поэт показывает столкновение классовых интересов, не обходит вниманием и экономические вопросы. В частности, Гаврила Пушкин говорит с возмущением об уничтожении Борисом Годуновым так называемого Юрьева дня, т.е. возможности крепостного крестьянина добровольно сменить владельца. Не властны мы в поместиях своих. Не смей согнать ленивца. Рад не рад Корми его; не смей переломить Работника! Фактически эта мера способствовала полному закрепощению крестьян, а выгода от нее была весьма сомнительна и для боярства. Правление Бориса Годунова хоть и не было ознаменовано массовыми репрессиями, но все же расправа над политическими противниками велась, поэтому не случайно, что бояр: Каждый день опала ожидает, Тюрьма, Сибирь, клобук Иль кандалы… Таким образом, можно с помощью яркого художественного слова показать основные вехи исторического пути огромной страны. Трагедия «Борис Годунов» насчитывает в своем объеме семьдесят две страницы, временной промежуток между первым и последним актом — шесть лет, но даже за такой короткий отрезок времени гению Пушкина удалось показать широчайшую картину русской действительности конца XVI — начала XVII века, представить на суд читателя сложнейшие исторические противоречия, ознакомить с бытом русских людей той эпохи, дать яркие характеры. Трагедия проходит предо мною… | |
Просмотров: 1391 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта