Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С.

История России в творчестве А.С. Пушкина (на примере поэмы «Борис Годунов»)
13.11.2009, 00:26
Один из выдающихся историков ХХ столетия М.Н. Тихомиров
как-то высказал мысль, что интерес к истории Отечества — одно
из существенных отличий человека от животного. «Корове все равно, пастись
на каком поле — на Куликовом или на Бородинском, а человек в поле поклонится
этим священным местам».

Но изучение истории — это не только чтение
учебников или исторических монографий. Через культуру высокого художественного
слова мы постигаем исторические закономерности, учимся размышлять о сложности
исторического пути нашей родины, России. Не случайно писатель и историк в свое
время объединились в лице Н.М. Карамзина.

О трагедии «Борис Годунов»
А.С. Пушкина написано очень много. Но до сих пор остается загадкой,
как мог двадцатишестилетний человек зрело, глубоко и пророчески воссоздать
верную картину одной из сложнейших исторических эпох в жизни России,
так называемого Смутного времени.

Металися смущенные народы,
И
высились, и падали цари,
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости
багрила алтари —

написал поэт в одном из посланий к лицейским друзьям.
Эти строки могли бы послужить прекрасным эпиграфом к его бессмертной трагедии.


Итак, как же раскрывается историческая тема в этом небольшом по объему
произведении? Мы видим целый ряд великолепных массовых сцен: толпа народа
на Красной площади, группы людей на девичьем поле, возле Новодевичьего
монастыря, собрание бояр в Кремлевских палатах, комический эпизод в корчме
на литовской границе, ужин в доме ловкого политика, мастера закулисной интриги
князя Шуйского. За всем этим — великий драматург, мыслитель и историк, психолог
и художник слова А. С. Пушкин. Уже в первом акте трагедии мы читаем о Земском
соборе, состоявшемся в 1598 году с большим, чем в предшествующих соборах, числом
выборных. Именно на нем выдвигалась кандидатура на российский престол в лице
Бориса Годунова, который, по мнению Шуйского, «… вчерашний раб, татарин, зять
Малюты, Зять палача и сам в душе палач…». В этих коротких строчках целое
историческое явление — кровавая опричнина, огнем и мечом прошедшая по Руси.


Идет борьба за власть, жестокая, беспощадная. В ней хороши все средства:
подкуп убийц, сеянье смуты, интриги. Не случайно Шуйский предлагает
Воротынскому: «Давай народ искусно волновать…». Ловкому политику без мнения
народного не обойтись, а боярство, по признанию того же князя Воротынского,
утратило свой авторитет в народе:

Народ отвык в нас видеть древню
отрасль
Воинственных властителей своих.

В такой обстановке вполне
возможно избрание на престол человека сомнительного происхождения, который «…
умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать». Полна драматизма и тайных
страстей сцена в Чудовом монастыре, где читатель как бы слышит разговор
монаха-летописца Пимена и беглого монаха Григория Отрепьева.
На первый взгляд, вполне мирская беседа старика с молодым человеком, но сколько
в ней собрано исторических фактов, какой глубокий, проникновенный взгляд в суть
вещей, какое тонкое понимание сложнейших исторических процессов!
Григорий
размышляет о летописи, которую ведет Пимен:

…И часто
Я угадать
хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях
ли свирепых Иоанна?
О бурном ли Новогородском Вече?
О славе
ли отечества?...

По мнению Григория, летописец должен дать максимально
объективную оценку событиям, сам оставаясь при этом беспристрастным:


Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.


Однако Пимен не может равнодушно внимать добру и злу, суровый приговор
он выносит царю-злодею, поправшему божеский и человеческий закон,
убившему невинного младенца:

… И не уйдешь ты от суда людского,
Как
не уйдешь от божьего суда.
 
Не менее интересны в трагедии монологи
персонажей, особенно самого царя. В них и размышление, и исповедь, и раскрытие
внутреннего мира человека, и страдающая душа того, кто, на первый взгляд, достиг
предела человеческих желаний. Здесь Пушкин величайший психолог.

Ни
власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне
счастья нет.

Диалектика общественных процессов не зависит от воли
личности, пусть даже сильной и властной. Это понимает
Пушкин-историк, но не всегда понимает его герой, человек, достигший
высшей власти. Все благие начинания царя не находят отклика в народе, потому
что жизнь не становится легче, а тут еще муки больной совести не дают покоя:


И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда…Ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

И, наконец, пушкинское
разрешение исторической загадки: почему так легко удалось взойти на Московский
престол Лжедмитрию? Неужели так просто обработать массовое сознание и убедить
людей в чудесном воскрешении убиенного через двенадцать лет? Вдобавок ко всему,
при отсутствии средств массовой информации. Увы, дело тут совсем не в легковерии
народа, а в более сложных исторических явлениях, согласно которым происходит
понимание необходимости смены власти. А в такие моменты, как правило, находится
немало охотников воспользоваться сложившейся ситуацией. Лжедмитрий один из них.
Перешедший на сторону самозванца, Гаврила Пушкин говорит об этом Федору
Басманову, царскому военачальнику:

Но знаешь ли, чем сильны
мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением;
да! Мнением народным.

Однако тот же Гаврила Пушкин не учитывает одно
обстоятельство. Мнение народное может обернуться и против самозванца, который,
будучи ставленником Польши, посягнет на святая святых — православную веру
и будет насаждать католичество. Путь к власти Лжедмитрия обагрен кровью —
убийством детей Бориса Годунова. Подобное злодеяние не прощается никому.


Поэтому в финале трагедии народ безмолвствует, но в этом безмолвии
скрыто грозное предупреждение: народный суд не менее строг и справедлив,
чем божий суд, и каждому воздается за все содеянное.

Все известно,
что А.С. Пушкин во время работы над трагедией читал «Историю государства
Российского» Н.М. Карамзина. Однако при всем уважении к известному историку поэт
не разделяет его монархических убеждений. Если для Карамзина причина
зла в личных качествах самодержца, то для Пушкина история слишком сложный
поступательный процесс, чтобы полностью зависеть от воли той или другой
личности.

Поэт показывает столкновение классовых интересов, не обходит
вниманием и экономические вопросы. В частности, Гаврила Пушкин говорит
с возмущением об уничтожении Борисом Годуновым так называемого Юрьева дня, т.е.
возможности крепостного крестьянина добровольно сменить владельца.

Не
властны мы в поместиях своих.
Не смей согнать ленивца.
Рад не рад

Корми его; не смей переломить
Работника!

Фактически эта мера
способствовала полному закрепощению крестьян, а выгода от нее была весьма
сомнительна и для боярства. Правление Бориса Годунова хоть и не было
ознаменовано массовыми репрессиями, но все же расправа над политическими
противниками велась, поэтому не случайно, что бояр:

Каждый день опала
ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук
Иль кандалы…

Таким образом,
можно с помощью яркого художественного слова показать основные вехи
исторического пути огромной страны.

Трагедия «Борис Годунов» насчитывает
в своем объеме семьдесят две страницы, временной промежуток между первым
и последним актом — шесть лет, но даже за такой короткий отрезок времени гению
Пушкина удалось показать широчайшую картину русской действительности конца XVI —
начала XVII века, представить на суд читателя сложнейшие исторические
противоречия, ознакомить с бытом русских людей той эпохи, дать яркие характеры.


Трагедия проходит предо мною…
Категория: Пушкин А. С. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1391 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]