Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С.

Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина
13.11.2009, 00:36
Противостояние личности и государства — одна из самых
заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно и настойчиво
перекликается с такими вечными его мотивами, как свобода, место человека
в обществе, сила, власть. Шире всего антагонизм личности и государства показан
в поэме «Медный всадник». На нее мы и будем опираться.

В качестве сторон
конфликта А. С. Пушкин создал два образа: Петра Первого и Евгения. Петр —
воплощение государства, император россейский, Медный всадник. Он построил
Санкт-Петербург. Для России, для страны, для государства
это хорошо — «отсель грозить мы будем шведу». Но во благо ли это Евгению, россу,
человеку, личности?

А кто, собственно, сказал, что Евгений — личность?
Мы Щедро раздаем хвалебные эпитеты (как, впрочем, и всякие другие), лепим
ярлыки, но заслужил ли их Евгений?
Заслужил. Хотя бы и своими последними
словами «ужо тебе...» явно заслужил. Этим он восстал против самодержца, а значит
-- против государства. Тот, кто осмелился на такое, — уже личность. Кроме того,
под «личностью» (в литературном, а не биологическом смысле) обычно подразумевают
человека, имеющего собственный взгляд на вещи, а не прожигающего жизнь свою «с
легкостью необыкновенной». Так вот, у Евгения имеется этот самый «собственный
взгляд». Евгений — сторонник «тихого счастья»: не «украл — выпил — в тюрьму»,
а «дом — жена — карьера». Конечно, таких людей немало, но тех, кто опять же ради
своей идеи руку на вождя поднимет, — единицы. Евгений в их числе. Выходит,
он личность. И Петр Первый тоже личность.

Таким образом, копнув
поглубже, сразу становится ясно: конфликт в «Медном всаднике» не просто война
между «хорошей» личностью и «плохим» государством (или наоборот, как угодно).
Это уже столкновение личности, живущей ради собственной пользы, с личностью,
живущей ради всей России, ее народа, ее людей, то есть — ради других личностей.


Значит, в какой-то степени человек и «особый аппарат
органов публичной власти» стоят в одном ряду, бок о бок, так сказать. Но в таком
случае в поэме должна быть некая «третья сила», которая если не сплотит Петра
Первого и Евгения, например, в неприятии себя самой, то хотя бы намекнет
на такую возможность. На возможность единения личности и государства (а ведь
так оно и должно быть в идеале).

И А. С. Пушкин находит третью силу.
Как ни банально, ею становится природа, стихия. Именно ее поборол Петр Первый,
возведя северную столицу, именно она взбунтовалась в 1824 году. Взбунтовалась
именно против стоящего на Неве города, против его создателя, против государства.


Не являясь частью государства, Евгений вовлечен в эту борьбу поневоле.
И неожиданно оказывается на стороне именно государства. Сцена «Петр и Евгений
укрощают льва и коня» тому лишнее подтверждение. Евгений здесь, вместе
со Всадником. А невеста его, с которой он собирался жить «по природе»,
в бездыханном состоянии где-то по ту сторону стихии. Туда пути нет.
Ну а куда же есть?

А есть совершенно неожиданный исход поэмы.
Что происходит после знаменитого «ужо тебе...»? Евгений в страхе бежит
от Всадника, тот за ним. С одной стороны, это гнев великого монарха
на сумасшедшего червя. А с другой, — они бегут в одном направлении,
и это что-нибудь да значит. Два злейших врага встречаются на узкой
тропинке именно в тот момент, когда им делить особенно и нечего. Евгений бежит
от Петра, а Петру, хотя он и в гневе, не до Евгения. Вспомним, ведь Петр
Алексеевич Романов скончался в 1725 году от воспаления легких, полученного точно
во время предыдущего наводнения. Значит, для его медного изваяния нынешний
потоп — перст судьбы, и от него нужно срочно скрыться.

Итак, мы видим,
что рассматриваемый конфликт понемногу из двойственного вырос в тройственный.
Помогла в этом прекраснейшая составляющая человеческого бытия — природа. Само
расширение темы достаточно очевидно. Вопрос в другом: зачем это все понадобилось
А. С. Пушкину?

Одна из скрытых причин в следующем. Обычно чем проще
модель произведения, тем виднее там автор. Он просто не может скрыться
за примитивным сюжетом. А в «Медном всаднике» Пушкин, как, наверное, нигде,
не хочет «себя показать». Он — певец реальности. Главными поэтому становятся
две вещи. Во-первых, написать поэму как можно объективнее.
А во-вторых, самому понять только что написанное. Такой подход дает
небывалый эффект. Читатель как бы сам осмысливает все ему предлагаемое и делает
собственные выводы. Вообще говоря, иначе и невозможно.

Конфликт в чистом
виде личности и государства не имеет решения. Всегда он был, всегда он будет.
Приговор А. С. Пушкина: «Да будет так». Пусть каждый делает то, что хочет,
и то, что может. Всех рассудят потомки.
Категория: Пушкин А. С. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 732 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]