Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С.

Образ Автора в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
21.06.2012, 00:11
Образ Автора в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.


В «Евгении Онегине» явственно чувствуется присутствие автора не только как рассказчика , но и как своеобразного действующего лица.Автор незримо присутствует всегда и всюду: принимает живое участие в судьбе персонажей, откликается то лирически- взволнованно , то с шутливой иронией на их переживания, осуждает одних и сочувствует другим,делится с читателем своими творческими планами, мыслями о природе , литературе, театре , музыке, эстетических вкусах и 45чв
Автор в романе является одновременно и режиссером созданного им театра, и участником событий, причем тональность его позиции постоянно меняется - от элегической до сатирической.
 Во введении Автор характеризует свое творение как произведение , написанное «рукой пристрастной»:
                        ... собранье пестрых глав,
                       Полусмешных, полупечальных,
                       Простонародных, идеальных,
                      Небрежный плод моих забав,
                      Бессониц, легких вдохновений,
                      Незрелых и увядших лет,
                      Ума холодных наблюдений ,
                      И сердца горестных замет.
Обращаясь к своим почитателям ( «Друзья Людмилы и Руслана» ) , Автор представляет Онегина в качестве своего «доброго приятеля» и одновременно сообщает подробности своей биографии, понятные кругу друзей ( «вреден север для меня» ).
Позднее Автор уточняет обстоятельства своего знакомства с Онегиным : «Условий света свергнув бремя, Как он , отстав от суеты, С ним подружился я в то время».
В Онегине Автора привлекают «неподражательная странность», «резкий охлажденный ум», и тот и другой познали «страстей игру». Нравится Автору и умение Онегина вести игру, его желчные шутки и мрачные эпиграммы .Вместе с Онегиным Автор собирался путешествовать по разным странам, но по воле случая их пути разошлись.
Авторские наблюдения за жизнью Онегина оказываются соотнесенными с размышлениями о русской жизни вообще. Так , следуя за своим героем в театр, Автор дает беглый очерк истории русского театра:
                           Волшебный край ! там в стары годы,
                           Сатиры смелый властелин,
                           Блистал Фонвизин , друг свободы ,
                           И переимчивый Княжнин...
Описание туалета Онегина порождает у Автора поток ассоциаций, касающихся самых различных предметов, причем суждения эти чаще всего приобретают чеканную афористическую форму:
                            Быть можно дельным человеком
                            И думать о красе ногтей...
Таким образом уже в начале романа личность Автора выходит временами на первый план повествования , становясь одним из персонажей призведения, побуждая читателя ждать новых мыслей , оценок и биографических подробностей.
Во второй главе «удельный вес» прямого вмешательства Автора несколько снижается, но тем не менее он не скрывает своего присутствия. Так, по поводу внешности Ольги он замечает, что подобный портрет красавицы можно обнаружить в любом романе,Он считает необходимым обосновать свой выбор «простонародного имени» героини, поведав типовую историю жизни супругов Лариных, Автор приходит к выводу о постоянной повторяемости событий и судеб.
Творчество , литература - постоянный и важный предмет размышлений Автора . В третьей главе, представляя читателю Татьяну, он сравнивает старый тип литературного героя с современным. Прежде центральный персонаж романа всегда выглядел как «совершенства образец», постоянно жертвующий собой, хотя в конце концов «всегда наказан был порок». Татьяна не похожа на «обыкновенных»героинь романов. Она послушна «веленью сердца», доверчиво смотрит на мир  и «любит без искусства».
Предугадать появление Автора в романе не представляется возможным. Так упоминая о карточной игре , затеянной гостями Лариных , Автор демонстративно продолжает рассуждать о «низких» предметах:
                       Желудок - верный наш брегет...
В поле зрения Автора попадают самые различные явления и предметы, порой лишь косвенно связанные с непосредственным объектом повествования. Например с связи с отъездом Лариных из деревни Автор размышляет о технических возможностях отечества в будущем , причем предвидение это слегка окрашено иронией:
                      Раздвинем горы, под водой
                          Пророем дерзостные своды,
                          И заведет крещеный мир
                          На каждой станции трактир...
В начале 8 главы Автор вообще становится почти равноправным , если не центральным, персонажем романа .Он вспоминает о начале своей литературной деятельности :
                     В те дни , когда в садах Лицея,
                     Я безмятежно расцветал,
                     Читал охотно Апулея,
                     А Цицерона не читал...
                     В те дни... яляться Муза стала мне

Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Автор замечает: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она». Заканчивая роман, Автор снова обращает свой взор к тем , кого любил в юности, кому остался верен сердцем.
Улыбку и сочувствие вызывают строчки,посвященные родственным и дружеским связям, привычным отношениям людей из года в год, не вызывающим у них раздумий и недовольства именно из-за силы привычки «в кругу порядочных людей».
Образ Автора складывается у читателя под влиянием тона и чувства , с каким он говорит о своих переживаниях, впечатлениях, рассказывает о событиях, об образе жизни своих современников, даже о моде , «красоте ногтей», дорогах. Он полноправный герой романа, близкий Пушкину , но не тождественный ему.          

Категория: Пушкин А. С. | Добавил: alexlat
Просмотров: 3939 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]