Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С.

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин».
21.06.2012, 00:26
Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина  «Евгений Онегин».

Многообразие характеров при первом знакомстве с романом Пушкина поражает читателя и воспринимается как открытие Пушкина. Каждый из героев Пушкина обладает правом голоса, каждый оценен автором. Но любимой авторской героиней в романе , несомненно, является Татьяна Ларина. Ее образ обладает в романе тем большей значительностью , что в нем выражены высокие идеалы Пушкина. Начиная с третьей главы Татьяна ,наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий. Но первое знакомство с пушкинской героиней происходит уже во второй главе , где рассказывается о семье Лариных.
Самое имя Татьяны , не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связанное с «воспоминаньями старины или девичьей». Этим как бы подчеркивается самобытность девушки, ее несколько обособленное положение даже в собственной семье:
                          Дика , печальна, молчалива,
                          Как лань лесная боязлива,
                         Она в семье своей родной
                         Казалась девочкой чужой.
Две стихии оказывают воздействие на формирование характера Татьяны, на ее воспитание : иноземная , книжная и национально - народная, причем влияние последней в конечном счете сильнее. Так же, как ее мать в молодости, Татьяна зачитывается сентиментальными романами :
                          Ей рано нравились романы,
                          Они ей заменяли все,
                          Она влюблялася в романы
                         И Ричардсона , и Руссо.
Книжное воспитание не могло , однако, заглушить в Татьяне природное, национальное начало, уничтожить в ней те черты личности, которые уходили корнями в народную почву. «Русская душою» Татьяна любит простонародный быт, с его «милой стариной». Она воспитана на фольклорных образах и представлениях. Уже в детстве все сказочное, волшебное , фантастическое нравится больше , чем обычные детские забавы :
                           ... страшные рассказы
                           Зимою в темноте ночей
                           Пленяли больше сердце ей.
Некоторыми чертами своего характера Татьяна близка Онегину. Он «для всех кажется чужим». Она признается в письме к нему : «Вообрази , я здесь одна,// Никто меня не понимает». Татьяна «верит избранной мечте», но и Онегине отмечается «мечтам невольная преданность». Отличие Татьяны от окружающих ее провинциальных барышень в чем - то напоминает «неподражательную странность» ее избранника. Татьяне присущи ощущения тоски, уныния , задумчивости. Онегину свойственна особая поза : «С душою , полной сожалений,// И опершися на гранит, // Стоял задумчиво Евгений...». Татьяна «от небес одарена... умом и волею живой», одна из характерных черт Онегина - «резкий , охлажденный ум». А самое главное - и Онегин , и Татьяна резко выделяются в своей среде, возвышаются над нею.
Тем не менее именно в образе Татьяны , а не Онегина воплощены авторские идеалы. Прежде всего потому, что внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием красоты вольной природы, мудрости народной. Татьяну воспитала русская крестьянка, детство Татьяны проходит «в глуши забытого селенья» , среди русских просторов.
В патриархальном укладе жизни Лариных забавы и удовольствия тесно связаны с традиционными крестьянскими обычаями: «круглые качели , подблюдны песни , хоровод».
Образ Татьяны как бы навеян песенной поэзией. Фольклорная стихия представлена в романе не в виде цитат, а органически вплетена в общую ткань повествования. Обращение автора к фольклору помогает глубже раскрыть народный в своей основе характер героини, строй ее мыслей и чувств, душевную чистоту и нравственное совершенство.
Особенно чувствуется дыхание народной поэзии в эпизоде разговора Татьяны с няней, в картинах святочных гаданий,в сне Татьяны. Пушкин как бы погружается в гармоничный мир поэзии,авторское начало проявляется здесь в самой стилевой окраске, деталировке, интонационном строе текста. И параллельно звучит открытое признание поэта в любви к героини.
Под своеобразный аккомпанемент народной песни о любви девицы - красавицы к молодцу изображается свидание Татьяны с Онегиным, так много решившее в жизни Татьяны. А пятая глава романа уже почти вся сопровождается яркими зарисовками крестьянской жизни, обрамляется народными песнями и поверьями. Начинается глава с картины русской зимы, воспринятой одновременно глазами Татьяны и самого поэта. Причем авторское видение совпадает с виденьем героини.
В сцене гадания пушкинская героиня прямо уподобляется крестьянским девушкам. Так же , как и они Татьяна любит «мглу крещенских вечеров», верит «преданьям простонародной старины , и снам , и карточным гаданьям , и предсказаниям луны».Описание народных календарных обрядов - святочных гаданий , подблюдных песен - выливается в запоминающуюся картину, важную и для понимания идейно - эстетической сущности романа , и для характеристики Татьяны.
В этом контексте и сон Татьяны важен не только для сюжетного развития действия, но прежде всего он предопределяет ее дальнейшую судьбу. Фантастические образы сна рассматриваются в романе как пророческие : предвещают ссору Ленского с Онегиным, раскрывают таинственную власть Онегина над душой Татьяны.
Когда Татьяна посещает библиотеку Онегина, ей открывается «мир иной», она приближается к разгадке характера Онегина, очень быстро интеллектуально развивается, начинает осознавать жизнь во всех ее противоречиях. В Москве ее суждениях об умственном убожестве, ограниченности интересов дворянского общества совпадают с авторскими. Автор смотрит на Москву глазами Татьяны, разделяет ее недовольство пустым светом, где «не видно перемен» и «все на старый образец».
Роман завершается качественно новым обобщением: происходит встреча Татьяны и Онегина, много переживших и передумавших, глубоко осознавших смысл бытия. В своих суждения оба они поднимаются до уровня суждения автора. Преображенный Онегин впервые оценивает внутренний мир Татьяны, он обретает возможность полюбить ее возвышенно и страстно. Его письмо к Татьяне дышит глубоким чувством.
Слова Онегина не просто зеркально отражают былое послание Татьяны , некогда «девочки несмелой, влюбленной , бедной и простой». По силе страсти , напряженности переживаний онегинское письмо отличается от простодушно - целомудренного признания героини. Но и Татьяна встречает Онегина зрелой женщиной, сумевшей пронести через всю жизнь свою единственную любовь к нему.
Оба стоят на пороге небывалого взаимопонимания, оба обладают завидной душевной силой, тем не менее автор не считает возможным их счастье.
Такой финал по логике характеров закономерен. Цельная по натуре , верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на страданиях и горе другого человека - своего мужа. И хотя она по - прежнему продолжает любить Онегина, в ее борьбе чувства и долга  долг одерживает верх.
Душевная чистота Татьяны, гармоничность ее воззрений на мир , нравственная цельность кажутся автору идеальными чертами женщины . Татьяна  является не просто воплощением мечты о прекрасном, ее образ созвучен авторскому отношению к жизни.    
 

Категория: Пушкин А. С. | Добавил: alexlat
Просмотров: 6332 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]