Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
Оценка стихотворения А.С.Пушкина «И вновь я посетил…»
13.11.2009, 15:51 | |
Как сложно анализировать поэзию, как трудно найти те слагаемые, из которых складывается гармония поэтического слова! Увенчались неудачей попытки Сальери «проверить алгеброй гармонию», а ведь он имел в виду не поэзию, а музыку. Слова складываются в рифмованные строчки, и возникает чудо стиха, доступное лишь чуткому уху и глазу. В стихотворении А.С. Пушкина «И вновь я посетил…» строчки не рифмуются, они сами по себе создают тончайшую элегическую ритмику, слова пластичны, и создается впечатление человеческой зрелости, которая всегда ведет к мудрому пониманию законов бытия. Первая часть стихотворения биографична. Встреча с родовым гнездом Михайловским, где ему пришлось пробыть «в заточенье», то есть без права выезда, наполняет душу поэта воспоминаниями: Вновь я посетил тот уголок земли, Где я провел изгнанником два года незаметных. Меня в этих строчках несколько смущает слово «незаметных». Ведь уединение, насколько мне известно, очень тяжело переносилось поэтом. Но затем я вспоминаю, что эти два года жизни у Пушкина были наполнены самообразованием и творчеством. Там же, в Михайловском, в «обители пустынных вьюг и хлада» была написана гениальная трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», множество стихотворений, которые считаются непревзойденными шедеврами. Значит, в самом деле «время трудов и вдохновенья» течет очень быстро. Поэт говорит об изменениях, которые происходят с человеком через десять лет жизни. Но опять же не конкретизирует, потому что действительные события не так уж важны в данном случае. Существует, по мнению Пушкина, некоторый общий закон, которому человек неизбежно покоряется. Но все же прошлое имеет власть над душою и потому, что «минувшее меня объемлет живо…». А в минувшем — и заботившаяся о нем, наверно, больше, чем о родном сыне. Не случайно поэт вспоминает о ее «кропотливом дозоре». Если говорить о восприятии стихотворения, то нужно сказать о необыкновенном искусстве пейзажных зарисовок у Пушкина. Но пейзаж не имеет в данном случае определенной конкретики, не может служить географическим указателем. Он — часть мироощущения поэта, в нем его душа, его вдохновение. Краски и звуки сливаются в своеобразную симфонию, в которой светлая печаль и воспоминания об иных берегах и иных волнах. Меня поражает умение Пушкина придать характер поэтичности деталям, которые в нашем бытовом представлении далеки от поэзии. Ну что может, на первый взгляд, быть красивого в «дороге, изрытой дождями»? А в стихотворении она — часть цельной и гармоничной картины. Именно возле нее — три сосны, шум которых приветствовал поэта в юности. Одна сосна поодаль, другие две — рядом, а возле них молодая поросль. На нее не просто приятно смотреть. Все это символизирует вечность и бесконечность жизни. Одинокая сосна, та, что поодаль, так и осталась одинокой. Поэт сравнивает ее со старым холостяком. Невольно на память приходит библейское выражение «бесплодная смоковница». Победной тональностью звучит обращение Пушкина к молодым деревцам: Здравствуй, племя Молодое, незнакомое! И в то же время элегической грустью веет от осознания того, что: …не я Увижу твой могучий Поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но человеку, имеющему семью, обеспечено продолжение, так же как и дереву, пустившему корни вширь. Увидит внук поздний возраст питомцев сосны, «услышит их приветственный шум». Я смотрю в окно и вижу распустившуюся молодую листву берез. Их ветви колышутся от ветра, небо над ними — суетным и ничтожным. Может быть, через много лет я буду смотреть на эти березы, думать о том вечном законе жизни, которому мы все подвластны, и вспоминать бессмертные строчки, и светлая грусть наполнит мою душу. | |
Просмотров: 1283 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта