Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
Татьяна для Пушкина — «милый идеал».
22.06.2012, 00:14 | |
Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой оторванным от народа, Пушкин противопостав¬ляет Татьяну Ларину. Татьяна для Пушкина — «милый идеал». Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой тепло¬той нарисовал этот образ? Прежде всего Татьяна — это цельная натура. Белинский так разъясняет: «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которы¬ми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и при¬месей. Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем един¬ством, которое в мире искусства составляет высочайшее досто¬инство художественного произведения. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же». Её нравст¬венные правила тверды и постоянны. От природы она одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. У Онегина его поступками руководит «резкий, охлаждённый ум», у Ленского ^- чувство, у Татьяны — «мятежное воображе¬ние» умеряется и направляется «умом и волею живой». В характере Татьяны есть черты, которые роднят её и с Оне¬гиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «непо¬дражательную странность», натура Татьяны поражает своеобра¬зием, самобытностью; Онегин — «нелюдим», живёт «анахоре-том» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и з высшем свете. Разочарованный в светском обществе и в общест¬венно-политической жизни, Онегин впадает в хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей средой вызывает и у Тать¬яны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Но в ней есть черты, сближающие её и с Ленским: мечта¬тельность, любовь к природе, романтическая вера в предчувст¬вия и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил,, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину: То в вышнем суждено совете-То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой... Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Оне¬гина и Ленского. Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у Татьяны' и ещё огром¬ное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самым именем своей героини' распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет под¬черкнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и особенно через няню она познакомилась с народной поэзией и полюбила её. Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным. Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Она не выберет себе в мужья ни Петуа:-кова, ни Буянова или гусара Пыхтина; она мечтает о таком че¬ловеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых романов. Такого человек:1, ей показалось, она нашла в Онегине. Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не отве¬тил на её любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала. Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. .К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонение встречает она в высшем свете. Но как она относится к роскоши, её окружаю¬щей, к своим успехам в свете? А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад. За наше бедное жилище... Этими предельно искренними словами выражает Татьяна всё своё презрение к пошлости светского общества, к праздной и пустой его жизни. В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё пол¬нее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Оне¬гина, превратила его в «умную ненужность» (по выражению Герцена). Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влияни¬ем которых сформировался характер Татьяны. Она разделила увлечение дворянской интеллигенции модной в то время запад¬ноевропейской сентиментальной и романтической литературой. Но чтение этой литературы не оторвало её от родной почвы, так как гораздо сильнее были те влияния, которые шли от народа, от .деревни, от сельской природы. Близость к крестьянам, силь¬ное влияние няни, прототипом которой поэту послужила чудес¬ная Арина Родионовна, воспитывали в Татьяне простоту, искрен¬ность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демо¬кратизм настроений. Если в Печорине и во многих героях романов Тургенева мы увидим Онегина последующих десятилетий, то Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содер¬жательной жизни. Таковы Ольга Ильинская в романе Гон¬чарова «Обломов», героини тургеневских романов: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жёны декабристов, воспе¬тые Некрасовым. о Полной противоположностью Татьяне является её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, бояз-лива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта про¬стодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизнен¬ные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», в доме Лариных всюду слышен её «звонкий голос». Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадост¬ность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена той самобытности и глубины, которые характе¬ризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взгля¬дами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не за¬ставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются той глубиной и устой¬чивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском :i скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский). На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе-того времени указывает сам Пушкин: ...любой роман Возьмите и найдёте, верно, Её портрет... Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно 1 данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произ¬ведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»). .._ Рядом с героями выступает автор, не только как Образ автора. рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Пе¬тербурге. Он любит Татьяну, «свято бережёт» её письмо к Оне¬гину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились». Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живейшее участие в их судьбе, от¬кликается на их переживания, говорит о них то с любозью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает пове¬дение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского). В некоторых же строфах (лирических отступлениях) автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказы¬вает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, де¬лится с читателями своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п. Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную 1 Эскизно — только слегкч набросал. | |
Просмотров: 2150 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта