Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
Зинаида Николаевна Гиппиус
07.04.2012, 03:17 | |
Зинаида Николаевна Гиппиус Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно - холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии. Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал "Новый путь". Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн. Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений: Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко - тупое, всегда безобразное, Медленно - рвущее, мелко - нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно - довольное, тайно - блудливое, Плоско - смешное и тошно - трусливое, Вязко, болотно, и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское... Все кругом. Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире, "космичнее", чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого "я", и его земного общества. Текст построен в виде развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую, сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения "Все кругом" проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально - напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния: Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений: Над водами, стихнувшими в безмятежности Вечера ясного, - все бродит туман; В последней жестокости есть бездонность нежности, И в Божией правде - Божий обман. Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной мысли достигала удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари). В стихотворении " Нить" величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И многоцветное сверкание природной " струны", и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки: Нить паутинная упруга и чиста, Повисла в небесах; и дрожью незаметной Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно; Она крепка, тонка, прозрачна и проста. Разрезана небес живая пустота Сверкающей чертой - струною многоцветной. А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого "я", схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью: В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить. Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно; А тонкая душа проста, как эта нить. Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного (паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и только после этого она представлена в качестве "портретной" схемы человеческой души. Стихотворение " Нить" написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически. Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного стихотворения , названного автором " Песней", можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания: Окно мое высоко над землею, Высоко над землею. Я вижу только небо с вечернею зарею, С вечернею зарею. И небо кажется пустым и бледным, Таким пустым и бледным... Оно не сжалится над сердцем бедным, Над моим сердцем бедным. Увы, в печали безумной я умираю, Я умираю. Стремлюсь к тому, чего я не знаю, Не знаю... Но сердце хочет и просит чуда... Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после смерти. Она почувствовала это "в дыхании ветра, в солнечных лучах", и в "бледной" морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить самую смерть и таким образом "убрать порог" между нею и жизнью. Причем явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда "уже не душно, достигнута последняя ступень": И если смерть придет - за ней послушно Уйду в ее безгорестную тень. Так осенью светло и равнодушно На бледном небе умирает день. Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов " мудрый Соблазнитель" казался ей "непонятным Учителем Великой Красоты", то в начале нового столетия Божия, правда и Божий обман", несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике: Небо - вверху; небо - внизу, Звезды - вверху; звезды - внизу, Все, что вверху, то и внизу, Если поймешь, благо тебе. Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение. З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика. Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее: поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах "Северного вестника", издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески разработанные самостоятельные опыты - стихотворения " Посвящение" и "Песня". В 1904 г. отдельным изданием вышло "Собрание стихов.1889-1903". Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием "перебоя ритма", виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи - молитвы, обращение к Богу. Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей. Особо надо отметить то, что она стала во главе "неохристиан", печатным органом которых был журнал " Новый путь", где поэтесса "спряталась" за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша. Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году - " Сияние", главное в ней - раздумья о божественной любви, открывающей путь в вечность, о силе и бессмертии божественного слова. Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941 году) она отдала поэме "Последний круг" и книге воспоминаний "Дмитрий Мережковский", которая осталась незавершенной. Есть под Парижем русское кладбище - Сен-Женевьев де Буа. Там в одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик... Знакомство с новым поэтом - всегда радость. Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное....Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы - человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это - блестящий художник: Вот первый луч - вот алый меч... И плачет сердце... Так написать может только талантливый поэт. Из сборника "Последние стихи", с которыми я познакомился, я выбрал одно - " Нет" и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку. Прежде всего, я обратил внимание на название - оно не совсем обычно ,если учесть содержание: "нет" кому или чему? Удивила и дата написания: "Февр . 18.",она же и помогла мне правильно понять тему произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к первой мировой войне, не разделила националистических настроений части творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее это была трагедия. "Последние стихи", куда входит "Нет", и направлены против "восставшего Хама", но З.Гиппиус всегда волновала судьба России, судьба Родины. "Нет" - крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды. Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк, и зовет всех верить не только ей - Надежде, но и Вере, и Любви. Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания: Она не погибнет - знайте! Она не погибнет - Россия! Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли. "Нет" - это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она - в вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев - поэт золотого века - по-своему выразил свой лирический облик Родины: "Умом России не понять..." З.Гиппиус в новом, "серебряном веке", утвердила мысль собрата по перу: вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова. Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее особенно звучным: Она не погибнет, - знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколосятся ,- верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем, - верьте... Повтор слова " верьте" в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием - эпифора. Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки: Мы - дети страшных лет России- Забыть не в силах ничего. Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства! Они всколосяться, - верьте! Поля ее золотые. Эпитет " золотой" не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он звучит особо, словно выражая богатство страны - ее хлеб. Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём олицетворения, погибнет "и...спасётся", видя в России живое существо. Особое значения в композиционном строе имеет противительный союз "но". Им часто пользовался А. С. Пушкин ("Анчар", "Деревня"). Зинаида Николаевна сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и ненавидя. "Нет" - одно из завершающих стихотворений цикла "Последние песни", написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни! Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей Родины, а живёт прошедшим: Россия спасётся, - знайте! И близко её воскресенье. | |
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта