Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Твардовский А.Т.

В романе писатель показал борьбу «отцов» и «детей» на фоне социальной и общественной жизни предреформенной России. Тургенев описал русскую
13.11.2009, 20:28
Поэма «Василий Теркин» писалась
в период с 1941 по 1945 год, практически всю войну, хотя замысел произведения
возник у А.Т. Твардовского гораздо раньше.

В газете Ленинградского
военного округа «На страже Родины», где работал призванный в армию Твардовский,
впервые неизвестно кем был придуман лирический персонаж, остроумный солдат Вася
Теркин. Поэт сначала написал лишь вступительный фельетон о нем. Затем об этом
веселом солдате решили написать стихотворную серию, и Твардовский написал первое
стихотворение. Совсем не случайно он начал его словами: «Вася Теркин.
Кто такой?» — поскольку Теркин уже был в какой-то мере знаком
читателям, и требовалось разъяснить, кто же все-таки он. 


Печаталась поэма отдельными главами во многих фронтовых газетах.
В окончательном варианте насчитывалось около тридцати глав, каждая из которых
имеет свое название и свой сюжет. Поэма имела подзаголовок: «Книга про бойца».
Все главы объединены персонажем по имени Вася Теркин. Смысловая нагрузка
фамилии — бывалый, опытный, прошедший огонь и воду. Бесспорно, в самом типе
героя есть что-то фольклорное, обобщенное.

Сам автор
так говорит о нем: «Лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения,
создание фантазии». Читатель очень полюбил эту веселую поэму, бойцы заучивали
наизусть целые главы, актеры читали из нее отрывки во время концертов на фронте.
А.Т. Твардовский получал много писем от фронтовиков, в одном из них вместе
с благодарностью за умную, талантливую книгу звучало признание фронтового опыта
автора: «Нужно долго пробыть на фронте, на передовой вместе с бойцами, побывать
под пулями, бомбежкой, артиллерийским огнем, чтобы так всесторонне передать
быт солдата, оборот солдатской речи как в бою, так и на отдыхе».

Одно
из самых выразительных глав поэмы «Переправа». Взвод переправляется с одного
берега на другой, и в него на середине реки попадает вражеский наряд. С какой
болью и скорбью говорит поэт о массовой гибели людей:

И увиделось
впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно,
на дно.

В поэме нет казенного ура-патриотизма, нет громких
и красивых фраз о подвигах и героизме, а есть философские обобщения поэта
о трагедии войны как таковой.

И покамест неизвестно,
Кто там робкий,
кто герой,
Кто там парень расчудесный,
А наверно был такой.


Героем как раз оказывается Василий Теркин, который вновь через воду
пробирается на другой берег и докладывает об оставленном на правом берегу
взводе. Рефрен, звучащий в конце главы, отличается простотой и мудростью, хотя
интонация довольно торжественная:

Бой идет святой и правый,
Смертный
бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Очень интересна
в психологическом плане глава «Гармонь». Герой пробирается из госпиталя
к «своим» и по дороге встречает грузовую машину, водитель которой соглашается
его подвести, машина попадает в пробку, потому что:

От глухой лесной
опушки
До невидимой реки
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи,
грузовики,
Легковые — криво, косо
В ряд не в ряд,
Вперед — назад;

Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.

Что ж, это фронтовые
будни, никуда не денешься. Вынужденный простой нелегко переносится людьми
и тут на помощь приходит гармонь, сохранившаяся у водителя одного из танков,
стоявших в колонне, хозяин гармони погиб недавно в бою:

Командир
был наш любитель
Схоронили мы его.

Когда гармонь попадает в руки
Василия Теркина, тот сначала играет известные бойцам песни, под мелодии которых
так хорошо вспоминается мирная жизнь.

Позабытый, деревенский
Вдруг
завел, глаза закрыв
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.


А затем читатель слышит задорную плясовую музыку, видит бойцов,
танцующих на снегу:

Плясуны на пару пара
С места кинулись и вдруг,

Задышал морозным паром,
Разгорелся тесный круг.

Человеческая
душа испытывает потребность в музыки даже во время самых тяжелых испытаний.
Не случайно автор, глядя на пляшущих солдат, замечает:

Нет, какой
вы все, ребята,
Удивительный народ!

Социальные мотивы поэмы
отчетливо звучат в главе «Два солдата». В деревенском доме, куда случайно
попадает Теркин, хозяин — ветеран первой мировой войны. Теркин помогает старику
чинить часы, которые уже давно не ходят, а потом между хозяином и гостем
происходит неторопливый разговор о двух войнах. Испытание, которые перенесли
оба героя, очень похожи: будни войны одинаковы, хотя меняются средства
вооружения.

Но не знали вы бомбежки,
Я скажу тебе, отец.
Глава
«Два солдата» написана в 1942 году, во время отступления Красной Армии, поэтому
не удивительно, что старик задает Теркину вопрос, который волнует всех:


«Побьем ли немца,
Или, может, не побьем?»

Не сразу отвечает
на этот самый главный вопрос солдат: слишком уж тяжело приходится на войне,
силен и коварен противник. И лишь после того, как по-хозяйски
осматривает Теркин все, сделанное им в избе старого вояки, он скажет те самые
нужные в данный момент слова :

«Побьем, отец».

Здесь
нет бахвальства и самонадеянности. Тяжелая, затяжная война потребует много
жертв, но победа будет за нами. Поэма написана очень красивым, метким, ярким,
образным языком, не случайно фронтовики заучивали отрывки из нее наизусть. Она 
обогатила нашу речь, ее чеканные строчки оказывали на людей психологическое
воздействие. В одном из офицерских писем, адресованных А. Т. Твардовскому, можно
было прочесть такие удивительные по теплоте душевной слова:

«Мои люди
сотни раз собирались слушать вашу поэму под свист вражеских снарядов и старались
быть в боях такими, как Василий».

Прошло много лет с момента великой
Победы. Фронтовые окопы давно заросли травой, а дети, родившиеся в войну, стали
дедушками и бабушками. Но не исчезает интерес людей к военной теме, ведь
нет такой семьи в нашей стране, кого война не коснулась совсем. Потому
мы и вчитываемся внимательно в строчки тех самых литературных произведений,
которым суждено было стать эпосом великой народной войны
Категория: Твардовский А.Т. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1241 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]