Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Достоевский Ф.М

Мое восприятие Достоевского
13.11.2009, 18:31
Сердце русского писателя
было
колоколом любви, и вещий и 
могучий звон его слышали
все живые
сердца страны...


М. Горький
     
Сила
и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме,
в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству
Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех видов
рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко сочувствовал
всему угнетенному человечеству. Он пробуждал в страдающих сердцах надежду
на будущее, достойное человека. Власть денег, попрание человеческого
достоинства, бредовые идеи «вседозволенности» — все это смело разоблачает
Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный
гуманистический пафос.

Известно, что некоторые современные ученые
на Западе пытаются доказать, что Достоевский — певец отчаяния, проповедующий
неверие в человека, что он стоит у истоков упаднических литературных течений.
В связи с этим устраиваются различные международные конгрессы, где российским
литературоведам приходится опровергать все эти домыслы.

Самым важным
вопросом жизни Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Писатель
рассматривал зло как порождение алчности, корыстолюбия, властолюбия, поклонения
«золотому тельцу» и т.д.

По христианской религии — это семь смертных
грехов, которые человек должен знать и избегать совершать, если не хочет
погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях Достоевского,
как «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Преступление и наказание», «Идиот»,
«Братья Карамазовы».

Действительно, творчество писателя нельзя назвать
радужным, но в то же время Достоевский глубоко верил в добрые начала в человеке.
По его творчеству видно, что он всю жизнь вынашивал идею о будущем совершенном
и справедливом обществе. Эту прекрасную, гуманистическую идею проповедуют
его герои — князь Мышкин из «Идиота» и Алеша Карамазов из «Братьев Карамазовых».
Эта идея красной нитью проходит в дневниках и письмах великого писателя.
Осуществление своей мечты писатель видел в преображении человека. Он считал,
что человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать
ответственность перед другими людьми, бескорыстно трудиться на общее благо.


Велико значение Достоевского в литературном процессе прошлого века.
Известно, что он не примыкал ни к какому литературному направлению. В то время,
когда писатели-либералы Гончаров и Тургенев критиковали
господствующие классы, а писатели демократического лагеря создавали идеалы
и типы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов), Достоевский
искал Бога в человеке. По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин
наделены качествами Христа. Как ни странно, признавали Достоевского
и большевики. Луначарский писал о нем: «Все его повести и романы — огненная река
его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей
внутренней правде...» Видимо, большевиков устраивало в Достоевском
то, что он воспевал «маленького» человека. Это можно было легко истолковать
как протест против частной собственности.

В творчестве Достоевского,
на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем у других
русских писателей того времени. Он, например, боролся против всякой социальной
несправедливости, угнетения человека человеком, против власти денег, а с другой
стороны, проповедовал христианское смирение, верил, что все человеческие вопросы
может разрешить только Бог. Эти противоречия читатель найдет почти во всех
произведениях Достоевского, начиная с его первого романа «Бедные люди» и кончая
«Братьями Карамазовыми».

Личная судьба Достоевского сложилась очень
драматично. В 40-х годах он увлекся учением
социалистов-утопистов. Это кончилось для него гражданской казнью
и четырехлетней каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот период
его жизни ярко описан в «Записках из мертвого дома».

Свои размышления
о творчестве Достоевского я хочу завершить словами Добролюбова: «В произведениях
г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем,
что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или,
наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным
человеком, самим по себе».
Категория: Достоевский Ф.М | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 727 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]