Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Достоевский Ф.М

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
13.11.2009, 19:03
В основе романа «Идиот» лежит
попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной
гармонии. В «Идиоте» Достоевский попытался собрать вместе всех представителей
современного общества и показать, что как бы ни отличались их идейные взгляды
на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных
порывах. Вся эта общность связана с двойственной природой человека.


Главный действующий персонаж произведения — князь Мышкин, возвращающийся
после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных.
Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине. По замыслу автора,
подобная «закрытая» личность тяготеет к природному началу. Чистота сознания
Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушению
сословных преград. Данный тип человека был необычайно нов для светского
общества, Настасья Филипповна даже восклицает о князе: «Первый раз вижу
человека».

Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека,
максимально приблизившегося к идеалу Христа. Писатель отважился на решительный
шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.


Образ Христа в произведении Достоевского не случаен. Здесь выражена
мысль писателя об идеале: «Человек на земле возлюбить другого как самого себя
не может по заповеди Христовой, «я» препятствует, закон личности не дает.
Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен,
но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек
не может не отдать свое «я» другим без остатка». Только тогда возможно
достижение идеала. Но при этом могут измениться интересы и цели пребывания
человека на земле. Все это как раз и случится с князем Мышкиным, снова впавшим
в безумие.

Существует ряд аналогий между «князем Христосом»
и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин — не посланец Христа,
его идея — открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу Христа
лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего.
Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая «не
от мира сего». Но князь Мышкин — живой человек со своим особым характером.


Душу Мышкина переполняет любовь-сострадание к человечеству.
Она лее проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами —
их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них —
Настасье Филипповне — автор определяет как любовь-жертву, «любовь
для нее». «Любовь для себя» Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной.
Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. Он полностью считает себя причиной
всех бед своих любимых. Образ Мышкина во многом напоминает образ
Дон-Кихота, занявшего достойное место среди литературных героев.
Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали этих героев
актуальными и по сей день!
Категория: Достоевский Ф.М | Добавил: alexlat
Просмотров: 722 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]