Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Достоевский Ф.М |
Самообман Раскольникова
21.06.2012, 00:51 | |
Самообман Раскольникова. Свободно мыслящий герой хочет заново для себя и для всего человечества перерешить все вопросы жизни. Он созидает в воспаленной мечте свой некий мир , очертания которого зыбки и неясны для него самого , но этот мир манит , мысль о нем - прекрасная и неодолимая - заветна. Центральное событие романа - так называемая проба , после которой и должно начаться самое главное- новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг , он вознесется до великих мира сего. Но проба оказалась неудачной . Давайте теперь поподробнее разберемся , что же такое он пробовал , в чем хотел разобраться? Не людей же резать, в конце концов , он собирался всю оставшуюся жизнь? Раскольниковская проба необычна . Он логик и «арифметик». Разделив уже когда-то людей на типы, поставив им оценки и наклеив ярлыки, - забыв , что человеческое нельзя оценить по такой шкале , что человек иррационален и «не влезает» в прокрустово ложе чьей-либо системы или идеи, - ищет он свой истинный масштаб, свое место в иерархии. Герой решается (посмотрим на случившееся глазами автора) не на убийство , а на величайший акт самопознания , чтобы ясно и бесповоротно стало ясно все. И вот теперь, после случившегося, в нем и совершается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем дальше он узнает себя, чувствует человеческое , а не сверхчеловеческое в себе , тем страшнее ему , тем дальше от желаемого результата , тем настойчивее пытается себя обмануть. В чем? Больше всего герой мучим своим мучением, истерзан своим терзанием. Ведь по замыслу он совершил не преступление, поднял руку не на человека , а на вошь : позволил себе - по праву великого - убить тварь , отвратительную , несущую только зло. Такова была четко продуманная схема. Почему же тогда он так боится , замирает от любого чужого окрика ,от шороха в комнате ,где он совсем один , почему так невыносимо видеть родных - мать и Дуню? Все эти тысячи «почему» складываются в страшную догадку, которая пока еще не обличена словом , приговором- это тень , мир самой страшной для него мысли , которую мучительно думать , но не думать нельзя. Она пришла , она так же неотвратима, как и все другие раскольниковские умозаключения, потому что стоит в конце стройной логической цепочки - в это Раскольников верит свято. Человеческое - неведомые доселе глубины- очнулось в герое. Но дело сделано , и придется ответить по земному, человеческому , вечному и неизменному закону. А это познание , к которому он так стремился , на которое был готов , обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире людей. Раскольников мучительно сознает , что «не старуху убил, а себя», что - этой мысли он бежит , как Страшного Суда - не мог , не смел это совершать. Процесс осознания этого нельзя и составляет все дальнейшее действие романа. Герой вступает в борьбу , но не с внешним врагом , он в жесточайшей схватке пытается совладать с неподвластной человеку силой - с собственным познанием , которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном , то миражом, то непроизвольным действием. Украденные вещи хотел бросить в воду - и ужаснулся: зачем же тогда брал их ? Ведь на доброе дело хотел использовать.Или не хотел ? Тогда зачем все?. В его смущенном мозгу - отрывки полусформулированных мыслей , хаос страха за собственную жизнь , ужас содеянного. В душе нет мысли об убиенных женщинах , скорби о них . Он сознает теперь лишь собственный обморочный испуг, который владеет им безраздельно. В сознании теплится надежда , что его великолепные расчеты оправдаются , в подсознании же царит смертный ужас. Что же случилось с ним на самом деле? Он постоянно и задает себе этот вопрос , и гонит его от себя. Все происходящее теперь совершается как бы во сне , в полубреду. Достоевский делает предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления , проводит тончайшее психологическое расследование. Он показывает , как тот был принужден на себя донести , и не потому что раскаялся , а потому что тайна преступления давит его , мешая жить и дышать. Страстное желание «все рассказать» овладевает героем. Та пропасть между ним и всеми, о которой он так мечтал , теперь только пугает его. Избранник на страницах романа превращается в измученного и испуганного изгоя, мечтающего о наказание , как об избавлении от страданий. Этот путь к признанию , по Достоевскому , бесконечно долог. Он не просто следит за страданиями героя , он изображает умирающую жизнь , причем с такой силой и достоверностью , что мы мучаемся не меньше , чем герой. Преступление стоит между ним и миром . Убийство - акт посвящения в великие . Он отрезал себя от всех. И когда на него устремлены родные глаза , он свои прячет , потому что взгляд выдает его : он - по ту сторону. Он - не здесь. Жажда познания обернулась страшным разрушением - убийством в мире , потерей самого себя . Жертвоприношение совершено. Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольников от мира людей, перенесли его в другой мир , где иные - не человеческие - пространство и время. Но позвольте , ведь это , к чему он стремился , что представлялось полетом и парением, в котором пропадает ощущение времени , в котором есть безграничность. Ведь стать великим , противопоставить себя всем, стать не таким , как все- в этом сказалась жажда власти и славы, весь комплекс героической личности. Это мир вечности, в которой почти невозможно попасть. Отвергая общепринятые моральные заповеди , он одновременно подбирает ключ к этой заветной двери, за которой заканчиваются страдания и начинаются свершения. Там творящие вечность живут по особым законам , которые неведомы людям. И тогда перед духовным взором Раскольникова | |
Просмотров: 2160 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта