Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Достоевский Ф.М

Сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
21.06.2012, 00:48
Сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из сложных произведений русской литературы 19 века . Далеки от нас и мир , описываемый автором, и проблемы , волнующие его героев . В наш бурный век с его скоростями принять неторопливое , несмотря на острый детективный сюжет, повествование Достоевского -  нелегко. Еще труднее вникать в суть психологического анализа , которым скрупулезно на протяжении всего романа занимается автор . Но если вчитаться, вдуматься в искания героев , в их мучительную борьбу с самими собой и внешними условиями , откроется такая глубина постижения сложных человеческих характеров и конфликтов , что сразу станет ясной гениальность Достоевского. Он поведал о нравственных потрясениях и дерзаниях , которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В истории заблудшей , а затем преображенной души много поучительного для нашей современности.
В центре внимания писателя - страшная действительность России середины 19 века. Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году . Это время во многом переломное , когда передовая интеллигенция , ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России , была глубоко потрясена и разочарована . Еще больше обострились социальные противоречия , противоречия внутренней жизни людей. Достоевский ищет и находит особый тип романной формы , которая способна выделить трагедию героя и в ней , как в капле воды, отразить весь мир. Для этого он использует различные средства. В связи с этим важное место в романе занимают сны героя как отражение его внутренней жизни , иногда даже скрытой от него самого.
В снах Достоевский показывает отражение мыслей героев , их страхов , о которых сами герои и не подозревают , а в них решаются важные вопросы , даже судьбы людей. В снах они находят ответы на то , что мучает их , и зачастую сны называют пророческими.
Сон Раскольникова , который он видит перед убийством , отличается редкой сгущенностью мрачных деталей, сам автор называет его страшным . Раскольников видит себя ребенком , который стал свидетелем ужасного поступка - избиения «тощенькой клячонке». Сон Раскольникова очень символичен , в нем важна каждая мелочь , каждая деталь, в нем большое количество совпадений ( Семь лет Раскольникову - мальчику - семь смертных грехов ).
Тот день ( во сне) , удушливый , как в действительности , то есть атмосфера накалена, и жестокость витает в воздухе . Дорога , по котрой идут они с отцом , имеет свое символическое значение : с одной стороны дороги - кабак, с другой - церковь, дорога показывает насколько тонка грань между грехом и добродетелью.
Главный вопрос , который задает себе Раскольников до сна : смогу или не смогу переступить? Вот и во сне звучит этот вопрос только несколько перефразированно : «Этакая лядащая кобыленка да таку тягость вскачь вести будет !»
Весьма интересно , что парня , который убивает лошадь , зовут Миколка , так же, как зовут человека , который возьмет смерть старухи - процентщицы на себя. Этим же «Миколкой» может быть и Раскольников , ведь он собирается убить . А может , этот «Миколка» и есть сама старуха , потому что она мучила многих , как Миколка лошадь . Старухой может быть и кобыленка, ее тоже убивают двумя ударами. Этой же самой лошадью можно вообразить и Раскольникова , взявшего на себя непосильный груз. Удары судьбы сыпятся на него «как горох», а те два парня из толпы - уж не Лужин ли и Свидригайлов это , которые «бьют» его «каждый со своей стороны»?
Сон Раскольникова на редкость многозначен . Во - первых , в нем выражен протест против убийства , против жестокости , сочувствие чужой боли. Во - вторых , сон - это не что иное , как символическое отражение существующих порядков. Несправедлива жизнь , груба , жестока : ее хозяева - седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч , издеваются над ними.
Наконец , сон Расколникова - своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия  с поведением Свидригайлова и Лужина , которым все дозволено в этой жизни , они ее «порождение и распорядители». И тщетны попытки обездоленных найти в этом странном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна , замученная и раздавленная нищетой.
И еще одно , может быть , самое главное значение сна. Оно - в раскрытии внутреннего отношения  самого Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена убийства , кровь ассоциируются с задуманным преступлением. Проснувшись, потрясенный Раскольников сразу вспоминает о том , что он задумал сделать : «Боже ! - воскликнул он , - да неужели ж , неужели ж я в самом деле возьму топор , стану бить по голове...»
Но ни предостережения , которые «подбрасывала» судьба Раскольникову , ни даже то , что увидел он во сне - ничто не остановило его. Он совершает свое страшное дело. В каком - то полубреду он прячет ворованное , идет к Разумихину , получает кнутом по спине. Последней каплей стала подачка от какой -то купчихи : должны бы преклоняться перед ним , а они его жалеют. Более Раскольников не мог жить по - старому. В отчаянии он возвращается домой , и тут болезнь вступает в свои права.
В «видении» Илья Петрович - это Миколка из первого сна Раскольникова , а хозяйка - «лошадь». Она тянет на себе тяжелый груз одиночества и проблем, связанных с содержанием дома, который она сдает внаем. Илья Петровия вспыльчив и привык обращаться со всеми скверно и грубо, он смотрит на всех свысока и не выносит , когда что - то делается против его воли.
В том , что услышал Раскольников в бреду , было все, чего он боится : крик , хозяйка , помощник надзирателя. Он боится хозяйки , потому что «кругом должен ей», он боится крика , так как если бы старуха или Лизавета вскрикнули , то все бы пропало, он боится Ильи Петровича , потому что именно он при Раскольникове стал рассказывать об убийстве старухи , и Раскольников боится , что выдаст себя. «Страх , как лед , обложил его душу , замучил его...»
Чем более Раскольников уверен в чем - либо , тем менее вероятно , что это случится . Так и сейчас : он настолько уверен в том , что хозяйку избили, и так удивлен , когда Настасья говорит ему противоположное , что трижды переспрашивает ее.
Этот бред впервые заставил его усомниться в себе , впервые Раскольников испытал страх пред содеянным . Настасья говорит ему : «Это кровь». Какая кровь? Неужели он где - то промахнулся , чего -то не заметил? Преступление приводит его не только к отчуждению от людей , но и к разладу с самим собой. Преступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, вот главная причина одиночества Раскольникова.
Третий сон Раскольников видит сразу после встречи с незнакомцем . Герой ошарашен , он в недоумении : «Кто этот вышедший как из - под земли человек?» Он задает эти вопросы , но не знает на них ответы, боится ,что этот человек может выдать его. И без того расстроенные нервы молодого человека ослабевают , он начинает бредить. Мысленно он возвращается на место преступления , чтобы проверить , действительно ли мог там кто - нибудь быть. Он возвращается в ту же атмосферу , там так же душно , как и «тогда».Все еще находясь под впечатлением «давешнего» эпизода , он видит незнакомца , зовущего его куда - то. Раскольников не сразу узнает дом , в который они пришли . На лестнице ему предстоит еще раз решить : переступать или нет , идти ли дальше ? И он решается . Он второй раз решается на преступление. И как резко , вдруг, меняется освещение! Сначала луна светила все ярче и ярче , а теперь в окно глядит огромный медно-красный месяц. «Он, верно, теперь загадку загадывает», которую Раскольников не в силах разгадать.
И он боится, боится , что его теория не сработает . И страх этот более усугубляется смехом. Старушонка смеется , она смеется над ним! Раскольников осознает , что его теория «сработала» не так , как надо : он не счастлив, никто не счастлив , скорее наоборот. Герой испытывает ненависть к себе и ко всем , он хотел бы стать прежним , но это ему вряд ли удасться.
В романе только два героя видят сны : Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов -  явный двойник Раскольникова. Его образ жизни есть практическое применение теории . Как в кривом зеркле предстает перед Раскольниковым его идеал «сильной личности». Свидригайлов уверен , что ему позволено все : насилие , убийство , разврат. Уродство облика и поведения Свидригайлова наглядно демонстрирует тот финал , к котрому придет каждый , кто исповедует поклонение порочной вере. В конце концов он понимает, что для него нет возвращения к «подлинной» жизни.
Раскольников считает , что у него только два выхода : решиться на самоубийство или пойти и признаться. У Свидригайлова тоже только два выхода , и он выбирает самый простой : самоубийство. Всю ночь «перед отъездом в Америку» Свидригайлову видятся его жертвы. Мечтой его было вернуться к прежней жизни , он хочет чего - то светлого и начинает представлять цветы , сад. Но он видит лишь то , что хочет видеть, не замечая ни лестницы , ни порогов , вокруг все бело , светло и чисто. У входа в дом цветы растут на клумбах, Свидригайлов не может остаться здесь , слишком живо и чуждо для него это прекрасное. Он останавливается около срезанных цветов - эти цветы уже почти мертвы . И наконец, он остается в той комнате , где смерть: мертвая трава , цветы, на столе стоит гроб. Эта комната наполнена смертью, все вокруг белое , и девочка - утопленница , словно выточена из мрамора. И Свидригайлов более не ищет света , он остается в холоде и мраке.
И Свидригайлов ,и Раскольников приходят к раскаянию, но  разными путями.  Свидригайлов не отдает себе в этом отчета и просто умирает . Раскольников сдается властям и постепенно приходит к настоящему раскаянию. Он понимает бесчеловечность своей теории, и холодное логическое начало уступает место глубоко прежитому , страдальчески обретенному пониманию.  В своем последнем , романном , сне Раскольников видит масштабное применение своей теории на практике. Он видит , что люди , признавшие себя обыкновенными, убивали друг друга не оглядываясь , и умирают целые селения , города , пораженные этой страшной болезнью.
Достоевский осудил бунт Раскольникова , и не за ним остается правда в романе , а за Соней , носительницей высшей спрведливости и веры в человека.    

Категория: Достоевский Ф.М | Добавил: alexlat
Просмотров: 7160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]