Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Бунин И.А.

Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)
14.11.2009, 11:48
С чего начать разговор о «Темных аллеях» Бунина? Может
быть, стоит воспользоваться тем, с чего, судя по воспоминаниям Бунина, начал
сам автор: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:


Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была
она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных
лип аллея…

Потом почему-то представилось то, чем начинается
мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный…
остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко,
неожиданно».

Картинке, созданной воображением благодаря стихотворению
Огарева, очень точно соответствует первое впечатление, возникающее после чтения
бунинского рассказа. Все краски и образы этого впечатления у меня
почему-то легко укладываются в короткое, но емкое и навевающее
тоску слово «было». Ведь, к сожалению, в жизни героев рассказа Бунина
все уже было, и нет надежды на возвращение этого прошлого. Как вообще
это ужасно, когда уже «было».

А как же герои воспринимают это? Николай
Алексеевич, главный герой рассказа (тот самый «стройный старик военный»),
удивленно произнесет: «Боже мой, как странно!» Возможно, он впервые подумал
о том, что в его шестьдесят все уже было и никогда не вернется. Он даже пытается
себя успокоить библейской фразой: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».


А вот героиня рассказа, по-моему, спорит не только
с любимым, но и с общим тоном рассказа, с названием и с моим читательским
восприятием.

Перечитывая бунинский текст, понимаешь, что именно она,
Надежда, которую так бессердечно когда-то бросил Николай
Алексеевич, и не согласна с тем, что все прошло: «Молодость у всякого проходит,
а любовь — другое дело».

Попробуем разобраться в том, что же произошло
между людьми, которые явно любили друг друга и были счастливы. Оказывается,
ничего интересного не обещающее, скучноватое своим осенним пейзажем («В холодное
осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями
и изрезанной многими черными колеями…») начало явилось здесь отправным пунктом
единственного события в рассказе — встречи Надежды (сегодняшней хозяйки частной
горницы в Туле, а в прошлом — крепостной девушки) и Николая Алексеевича
(дворянина, военного, имеющего дом в Петербурге).

Удивительно, как много
сумел Бунин сказать нам, изобразив только одно событие. Во-первых,
автор касается проблемы, актуальной для его времени, — проблемы отношений между
мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным социальным слоям. Николай Алексеевич
лет тридцать тому назад имел любовную связь с Надеждой. Как водится,
под влиянием дворянской среды он и не думал о каком-либо честном
по отношению к девушке продолжении связи. Через некоторое время тогда
еще молодой Николай приехал в Петербург, а Надежда, получив вольную, занялась
ростовщичеством. Этих событий в рассказе как бы нет, а читатель о них узнает
из воспоминаний главных героев.

Меня удивляет в большей степени
не то, что Николай Алексеевич тогда, в юности, оставил девушку, которая
его так горячо и искренне любила (будучи молодым человеком он вряд
ли  мог противостоять общепринятым нормам морали), а то, что Николай Алексеевич
сейчас, когда его оставила жена, когда надежды на сына не оправдались, когда
он понял, что, бросив Надежду, он потерял с ней и самое дорогое, что имел
в жизни, все-таки не дает волю чувствам и вновь подчиняется
общепринятым законам. Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние
слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».


Автор же другого ничего, видимо, и не допускал. В начале рассказа есть
описание внешности главного героя, которое подчеркивает некую правильность
Николая Алексеевича, законность и умение жить с оглядкой на правила. «Приезжий
сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и сапогах, потом
снял перчатки и карту и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове —
седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое
удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы
оспы». Безукоризненная внешность для шестидесятилетнего мужчины и вновь
все в строгом соответствии нормам времени и общества: «вся наружность имела
то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных
в пору его царствования».

Таким образом, встреча через тридцать
лет не приводит к развитию событий. Между героями происходит объяснение, после
которого Николай Алексеевич уезжает. С точки зрения того времени это вполне
обыденная история, не раз изображенная как другими писателями, так и сами
Буниным. Самое интересное заключается в авторском подходе. Здесь
нет каких-либо затасканных патетических восклицаний, яркого
противопоставления доброго и злого, читатель оказывается свидетелем
вспыхивающего («Ведь не могла же ты любить меня весь век!») и тут же гасимого
конфликта («Все проходит. Все забывается.»). Героиня пытается возразить Николаю
Алексеевичу, возвращая его к настоящей жизни воспоминаниями: «Сколько
ни проходило времени, все одним жила… ведь было время, Николай Алексеевич, когда
я вас Николенькой звала, а вы меня помните как? И все стихи мне изволили читать
про всякие «темные аллеи». Но делает она это как-то внешне вяло,
без лишних эмоций (нет ни одного восклицательного знака): «Раз разговор
наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла…
Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».

Впервые появившийся
в рассказе образ «темных аллей» (символ юности героев, несостоявшегося счастья,
а, может быть, и темного, безрадостного будущего) в памяти героини рассказа
воскрешает все светлое, что было в ее жизни. Мы видим, что Надежда, с годами
больше, чем Николай, утратившая свою былую прелесть («еще красивая
не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верней
губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной
кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой»),
не растеряла красоты чувств. А вот для по-прежнему изящного
и подтянутого Николая Алексеевича их взаимоотношения превратились всего лишь
«историю прошлую, обыкновенную». И все-таки Надежда сумела хоть
на какое-то время вернуть Николая Алексеевича к «темным аллеям»
их юности. В тарантасе герой подумал: «Да, как прелестно было! Волшебно
прекрасно!» Бунин словно подчеркивает, что жизнь героев уже на закате,
а Надежда, как то «бледное солнце», что «к закату проглянуло», и «пенять» надо
только на самого себя. Теперь Николай Алексеевич понял, что то были в его жизни
не просто лучшие минуты, а «истина волшебная». И вновь возникает
образ-символ: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»
И тут же Николай Алексеевич старается отмахнуться от голоса сердца: «Какой
вздор!» Он не допускает и мысли, что Надежда могла бы стать хозяйкой его дома,
матерью его детей. Поражаешься, как быстро и насколько просто люди навсегда
теряют счастье, которое еще совсем недавно было так близко. Как легко черствеют
сердца, становясь невосприимчивыми к добру, теплу и свету. Простой рассказ
Бунина влияет на читателя гораздо больше, чем огромные романы, заставляя
нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у
счастья нет завтрашнего дня».
Категория: Бунин И.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2802 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]