Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Бунин И.А. |
Рецензия на рассказ Бунина «Братья».
21.06.2012, 00:37 | |
Рецензия на рассказ Бунина «Братья». В 1914 году , в котором разразилась Первая Мировая война, увидел свет один из шедевров цейлонского цикла Бунина - рассказ «Братья». Именно в этом рассказе читателю предоставляется право увидеть красоту и жестокость мира , абстрагируя и обобщая. Автору удается увлечь читателя конкретикой «чужого мира», у»,позволяя увидеть в нем истинуи свою жизньи.. Там , где звучат имена многоликого Мары, бога «жажды существования», и опьяненного красотой Шивы и где в повествование вплетается бесстрастная речь Возвышенного, простые смертные обречены на безымянность : не назван англичанин, с неевропейской мукой говорящий о Все- Едином, обезличен русский капитан, зевающий от его буддийской риторики, не назван старый рикша, умерший в лесах под Коломбо и потерявший там свое имя ( какое ? ), «как теряет свое название река Келани, достигнув океана».Обычные людские имена слишком бы заземлили рассказ, которому Бунин хотел придать вневременное измерение. Безымянность срабатывает и на заглавие - «Братья», уравнивая человеческие судьбы во «Все-Едином» братстве. Этот рассказ можно прочесть не как историю двух сингальских рикш, отца и сына, а как повествование о пути медной бляхи с номером семь :- именно она отличала сначала старика от других собратьев по ремеслу, а потом стала именем его сына, попав даже на фотоснимок : «Он стоял в оглоблях , повернув лицо к воображаемым зрителям, и всякий сразу мог узнать его, - вышла даже бляха на руке». Англичанин с больной печенью опять-таки выбрал бляху с номером - она была устойчива, человеческие же тела временны , бренны: « Он взглянул на них, и седьмой номер с его смоляными волосами показался ему сильнее прочих. На седьмой номер и пал его выбор». Путь медной бляхи с номером семь( или , точнее, самой цифры - сгустка духовности, очищенного от всего плотского) не обрывается со смертью двух ее обладателей, цифра переходит на безымянного англичанина , которому суждено растворится в ночи, в океанской бездне под звездным небом ( среди созвездий помянут Канопус, Южный Крест и- главное- Ворон : именно легенду о вороне, погубленном жаждой плотской жизни безвозвратно, рассказывает капитану в сумерках англичанин). Кстати , океан, но уже в мистическом его понимание , поглощает и несчастного рикшу : «Шум океана хлынул ему в голову». Предсмертные обмирания уподоблены океанской качке, когда пароход постоянно кидает «то в бездну кверху, то в бездну книзу». Именно так средь шума и мрака волн уходит из текстуального пространства англичанин, уходит в запредельность , где уже пребывает его сингальский «брат». Бунин постоянно сверяет мимолетную жизнь своих безымянных «плотских» героев (главным образом молодого рикши) с каноническими , явленными , явленным из глубины веков, бесстрастно - мудрыми репликами Возвышенного и его любимого ученика Ананды. Этими древними словами иллюзорно подменяется духовное существование сингальца с кожей « цвета темной корицы» ( в действительности на уровне кожи он вполне «просветлен», зато внутренне - на уровне духа - совершенно сокрыт ) . Бунин всюду подмечает женственность в облике своего рикши, будто лишая его не только имени, но и половой определенности : «Рикша купил дешевых папирос, стал курить , сильно затягиваясь, глядя на папиросу ,как это делают женщины», « тонкий ствол девичьей шеи грациозно держал смоляную голову, накаляемую солнцемем»,и»..»,и так далее. Умирая от укуса змеи, молодой рикша, казалось бы , освобождается от своей нестерпимой любви, но любовь Бунин определяет как жажду «вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то». Это состояние сверхчеловеческого напряжения,и потому оно не может иссякнуть с концом личного человеческого существования, ибо требует выхода за его пределы. А ведь англичанин , подобно молодому рикше, также убегает от обольстительных обманов вездесущего Мары, усыпляющего человека сном краткой жизни. Иначе к чему эта алмазная цепь : «От грозы ушли. Давно потонула в черном бархате долго переливавшая алмазами цепь огней Коломбо. Теперь пароход был в безграничной тьме, в пустоте океана и ночи». И далее : « Влажно дуло из этой тьмы - влажным , свободным дыханием чего-то от века свободного...» . Вновь и вновь Бунин сближает англичанина и рикшу в едином - братском - порыве к освобождению, и для обоих свобода мечена тьмой и бездонностью. По сути , для первого тоже все решено и застыло ( для второго - то уж точно : смерть избавляет от выбора), потому и говорит он «мертвым , но твердым голосом», это голос из бездны, а оттуда можно только взывать, с однообразием библейских и небиблейских пророков повторяя : в чем смысл человеческих дел перед лицом смерти? Поэтому , кстати, англичанин говорит такой книжной речью. Русский пароход покидает землю прародителей (Цейлон) «в темные , жаркие сумерки перед грозой» и держит путь на Суэц, порт близь Синайской горы, на которой потомки Адама через Моисея получили скрижали Завета. Ценной иНаиболее важной , на наш взгляд,оказывается попытка Бунина показать равенство людей перед силой мистического разума. Увидев,что соединяет людейих,читатель понимает ценность человеческого бытия. | |
Просмотров: 2936 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта