Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Тургенев И.С. |
Истинное и ложное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
21.06.2012, 00:45 | |
Истинное и ложное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Центральное место в творчестве Тургенева занимает роман «Отцы и дети». В нем нашли отражение почти все темы и мотивы писательской деятельности Ивана Сергеевича Тургенева. Образ главного героя романа строится на столкновении в нем истинного и ложного , что является одной из основных оппозиций в произведении . Но все пространство романа также оказывается «включенным» в это противопоставление . Повествование начинается с описания Николая Петровича Кирсанова , который олицетворяет собой тип человека , в чьей жизни самую важную роль играют традиции . Его личность и судьба не поражают своей романтичностью , оригинальностью - у него все , как у всех . Он - примерный отец , стремящийся как можно лучше исполнить свой долг перед детьми , а это естественная обязанность человека. Чувство Николая Петровича к Фенечке истинно , а развитие этого чувства абсолютно нормально - он , в конце концов , понимает , что скрывать свое отношение к женщине , которую он любит, перед сыном бессмысленно и не нужно . Кирсанов - старший очень радушно встречает друга своего сына и на протяжении всего романа никогда с ним не спорит , не ругается , так как его отношение к Базарову настоящее , подлинное , в нем нет ничего надуманного : друг сына - гость в его доме , а гостей нужно принимать радушно. Не случайно пару Николаю Петровичу составляет простая девушка Фенечка , которая постепенно превращается в Федосью Николаевну - и это естественный процесс развития , «взросления» личности. Аркадий Кирсанов искренне увлекается теориями Базарова , стремится подражать ему и выдает себя за такого же убежденного нигилиста , как и его приятель, но это его стремление мнимое , так как , часто забывая о своем нигилизме , о своей новой роли , Аркадий обнажает свое родство с «отцами». Он то и дело защищает их : пытается убедить Базарова в том , что Павел Петрович - «хороший человек», а Николай Петрович -«золотой человек»; упрекает Базарова в том , что тот резко обошелся с Павлом Петровичем и оскорбил его ; говорит Базарову о Павле Петровиче : «... он глубоко несчастлив , поверь мне , презирать его - грешно». Наконец, он совсем освобождается из - под чуждого влияния Базарова и находит душевное успокоение с Катей Одинцовой . Описанные выше герои в романе не представляют ничего особенного, но именно они обретают свое счастье . Истинные чувства помогают им жить и быть счастливыми , в отличие от Павла Петровича , истинное начало которого мешает ему . Он спорит с Базаровым о сущности народа , толкует о крестьянах , даже «всегда выступает за крестьян ; правда, говоря с ними , он морщится и нюхает одеколон». Его аристократизм сводится к слепому поклонению всему английскому , но под этой внешней напыщенностью скрывается слабый , очень ранимый человек , а в этом Павел Петрович не может признаться даже самому себе. «Он ничего русского не читает , но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя», посещая русскую церковь , «он невольно прислоняется к стенке и долго не шевелится , горько стиснув губы» - в этом проявляются его настоящие чувства . Под его искренней и долгой любовью к княгине Р. ....легко просматривается истинное чувство к Фенечке. Самым интересным в романе , в плане рассмотрения оппозиции ложного и истинного , конечно, является образ Евгения Базарова. В нем сосуществуют сразу две личности : Базаров - нигилист и Базаров - человек . И чем в большей степени в нем начинает проявляться Базаров - человек , тем больше он на себя злиться. Среди людей , которые его любят и принимают таким , какой он есть, он - человек (это , прежде всего, его родители ), а в Марьино, где его ненавидит Павел Петрович , он старается быть прагматичным , жестким , равнодушным , всеотрицающим . В нем сталкиваются истинный нигилист и человек с настоящими чувствами , что и становится причиной его гибели. Человек с такими устремлениями , как Базаров , отрицает все , но оказывается , что он не в силах отрицать любовь , а затем и смерть. В конце концов , становится понятным ,что нигилизм был лишь плотной оболочкой , которая разрушилась , а герою ничего более не оставалось, как стать самим собой и признать правоту любви и силу смерти . Виновницей душевных перемен в Базарове стала Анна Сергеевна Одинцова . «Вот тебе раз! Бабы испугался ! - подумал Базаров и , развалясь в кресле не хуже Ситникова , заговорил преувеличенно развязно». В действительности он испугался не Одинцовой, а своего чувства к ней : «...он легко сладил бы с своей кровью, но что - то другое в него вселилось , чего он никак не допускал , над чем он всегда трунил , что возмущало всю его гордость». Одинцова , предмет обожания Базарова , на самом деле его не любит , она играет с ним , хотя потом и понимает : эта игра столь опасна , чо может повредить ее благополучию . Но, между тем, она все - таки приезжает к умирающему Базарову . Одинцова не может полюбить , мы узнаем чуть позже , что «...она вышла замуж , не по любви , но по убеждению». Истинные чувства Базарова не находят ответного в Одинцовой , так как полюбить она не может и не хочет , любовь страшит ее , а Анна Сергеевна боится даже малейшего дуновения ветра , где уж ей вынести страсть Базарова - непосильнейшая задача для нее. За маской эмансипированной дамы прячется убогая , неинтересная Кукшина , настоящим нигилистом претворяется клоун Ситников . Для них игра «в кого -либо» - способ скрыть свои недостатки , замаскировать нравственную и интеллектуальную неполноценность. Тургенев не скрывает своего отношения к героям , придумывающим себе роли , слепо следующим за сильными , умными. Но и Базаров в изображении автора не идеален. Его напористость, страсть , живость ума отмечаются Тургеневым, но в эпилоге романа мы видим счастливыми тех , кто сумел сберечь в своей душе истинное отношение к жизни и миру , сумел остаться самим собой , время же Базарова, время его признания , его «нужности», необходимости в нем еще не пришло... | |
Просмотров: 10996 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта