Евгений Базаров — выдающийся, яркий персонаж в русской литературе. Он нигилист. Нигилизм был распространён в России в девятнадцатом веке. Тургенев впервые в истории русской литературы показал в произведении «Отцы и дети» человека, ни во что не верившего, не считавшегося ни с какими идеалами, но способного измениться под влиянием любви.
Евгений Базаров впервые появился на страницах романа, когда он и его друг Аркадий приезжают в дом Кирсановых. С момента появления Евгения читатель сразу понимает, что главным героем будет не Аркадий, а Базаров, убеждённый в своей теории.
Базаров занимался биологией и стремился стать доктором. Он был человеком деятельным, энергичным, каждое утро он начинал с прогулки. Но не с простой прогулки, чтобы полюбоваться природой (он считал, что природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), а он всегда ходил по делу, например на пруд за лягушками для опытов.
Базаров легко находил общий язык с простыми людьми, с Фенечкой, Дуняшей и другими слугами. Им он казался юным и образованным врачом, помогавшим больным. Но, «он никогда не потакал им, обходился с ними бережно».
Тургенев противопоставляет личность Базарова личности Павла Петровича Кирсанова, человеку аристократической натуры, который ненавидел Базарова.
Кульминацией романа является спор Базарова с Павлом Петровичем, столкновение двух противоположных точек зрения. Поводом этого давно нараставшего конфликта послужило обсуждение одно соседнего дворянина. Базаров назвал его: «Дрянь, аристократишко!» Павел Петрович, давно ожидавший этой ссоры, продолжает схватку. Павел Петрович живет согласно своим «принсипам», а Базаров не признает их. Павел Петрович категорически отрицает нигилизм, так как эта теория ничего полезного не приносит обществу. Базаров же остается верен своим нигилистским взглядам. Для него «отрицание полезней всего», он говорит и о ненадобности искусства («Рафаэль гроша медного не стоит, да и русские художники не лучше»), в то время, как Павел Петрович признает иностранных мистеров и говорит о прелести искусства.
Их разговор напоминает словесную дуэль, но Базаров сохраняет спокойствие («равнодушно заметил», «лениво отхлебывая глоток чаю», «с невыразимым спокойствием»), Павел Петрович, наоборот, раздражен и эмоционален («взмахнул руками», «побледнел», «губы его задрожали»).
Базаров совершенно не считался с тем, что ему говорили «старички Кирсановы», он отстаивает свою нигилистскую теорию.
Дальнейшая жизнь его складывается иначе. Однажды на балу он встретил А. С. Одинцову. Первое его впечатление от этой женщины было не таким возвышенным, как у романтичного Аркадия. Базаров заметил: «На остальных баб не похожа!, «Баба с мозгом!»
До встречи с ней любовь он называл «белибердой», «непростительной дурью». Он говорил, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хоть кончиком пальца». Но он по-настоящему влюбился, и Анна Сергеевна, внешне не отличавшаяся особой красотой, стала для него королевой. Он думал только о ней, только ее образ занимал его воображение, и «он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Но все-таки между ними произошел разрыв, потому что Анна Сергеевна не любила его, это было только мимолетное увлечение. Она была не способна на сильное чувство. После их расставания Базаров очень страдает. Когда он приезжает в дом к своим родителям, они окружают лаской своего Енюшку, пытаются не мешать и не надоедать ему. Он тоже любит своих родителей, но пытается скрыть свои чувства. Он умен и образован, но уже перерос их и находится выше их по своему развитию. После разрыва с Анной Сергеевной он пытается не изменить своей теории и начинает усиленно трудиться в лаборатории, проводит эксперименты. Но жизнь его уже ничего не значит, она потеряла всякий смысл.
Однажды при вскрытии трупа он заразился тифом. Базаров посылает за А. С. Одинцовой, чтобы попрощаться. Она приехала, хотя и опасалась болезни, и исполнила свой долг перед умирающим.
Сцена его достойной смерти произвела огромное впечатление на читателя. Да и сам Тургенев рыдал, когда расставался со своим любимым персонажем. Но дальнейшую жизнь Базарова трудно себе представить. Это был бы и не Базаров вовсе. Он не мог бы уже все отрицать, как он это делал, когда был молодым. Я считаю, что Тургенев во время вводит момент смерти главного героя в романе. Даже в смерти Базаров остается благородным, достойным человеком, выдержавшим все испытания. | |