Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Диалектика души толстовских героев
02.04.2012, 01:29
Диалектика — философское учение о развитии природы, человеческого общества и мышления. Так объясняется смысл этого слова в толковом словаре. Если отталкиваться от понимания всеобщих законов развития, то человеческие души тоже им подчиняются, хотя каждый человек — индивидуальность. У Лермонтова в романе «Герой нашего времени» утверждается, что «история души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа», Л.Н. Толстой подобных деклараций не провозглашает, но, погружая читателя в мир своих героев, показывая потаенные душевные глубины, подтверждает правоту Лермонтова. Когда-то в одном из своих писем к родственникам, Толстой писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Разумеется, автор гениальных книг, будучи великим мыслителем, совсем не претендовал на истину в последней инстанции. Его книги — не сборник нравоучительных сентенций и не набор рецептов и прописей. В каждой строчке романа «Война и мир» бьется беспокойная писательская мысль, автор заставляет своих любимых героев пройти по тернистому пути исканий и передает свое беспокойство читателю.

Вот князь Андрей Болконский. Гордая, честолюбивая натура. Образован, хорошие организаторские способности, красив, умен, богат. Все для счастливой, спокойной, благополучной жизни. Человек этот создан природой для того, чтобы все делать хорошо: командовать полком, управлять имением, успешно работать над проектами различных реформ. И в тоже время какой сложный, противоречивый путь ему предстоит пройти! Взлеты, падения, торжество, поражение, разочарования и, в конечном итоге, когда смиряется эта гордая душа, когда, кажется, есть все возможности начать новую жизнь в гармонии с миром и собой, наступает смерть от тяжелой раны, полученной на войне. «Все возвращается на круги своя», но человек вынужден покинуть земную юдоль и устремиться туда, где нет ни печали, ни воздыханий. Меня всегда сопровождает ощущение какой-то жуткой несправедливости: почему этот мир должны покинуть раньше времени лучшие представители рода человеческого? А потом я думаю, что, наверно, в этом и заключается чудовищная сущность войны. Пушечные ядра всегда нацелены на самых ярких, талантливых, красивых. Жестоки все же законы диалектики!

Кто там, в салоне фрейлины Аннет Шерер, говорит громко, горячо защищает Наполеона, нарушает правила этикета, потому что ему скучно выслушивать замечания престарелой тетушки-хозяйки? Это Пьер Безухов, молодой человек без определенных занятий, незаконный сын екатерининского вельможи графа Безухова. В начале романа ему двадцать лет, ему тоже предстоит пройти свою дорогу исканий. Умный, добрый, но слабохарактерный, он обречен на сложную душевную работу, и приходит момент, когда перед ним стоят роковые вопросы. Что хорошо? Что дурно? Что любить? Что ненавидеть? Получение наследства, титул графа, признание обществом счастья не принесли. Ведь за этими подарками судьбы последовала женитьба на очень красивой и не менее порочной женщине, разрыв с ней, попытка найти свое место в религиозном течении, в масонстве, праздная жизнь, недовольство миром и собой, безответная любовь к юной графине Ростовой. Война и французский плен замыкают круг, потому что  именно пройдя через тяжелые испытания молодой граф Безухов придет к пониманию истинных ценностей. В финале романа мы видим Пьера Безухова любящим мужем и отцом. Он занимается какой-то общественной работой, скорее всего, является членом тайного политического общества. В романе есть совершенно удивительный эпизод, когда Пьер Безухов смотрит на звездное небо и смеется над французами, которые хотят убить его бессмертную душу. Эта сцена — наглядное подтверждение диалектики души толстовского героя. Ничего не страшно тому, кто научился «начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться». Любимые герои и героини Толстого, как правило, люди ищущие, они могут совершать ошибки, поступать необдуманно, но всегда способны искренне раскаиваться, страдать от того, что кому-то невольно причинили боль. Таковы Наташа и Николай Ростовы, княжна Марья Болконская, Денисов, Петя Ростов. Никто из них не живет для себя, поэтому их существование наполнено высшим смыслом. Люди как реки. Течение рек может быть бурным, а может и плавным, но неостановим ход жизни, и вечны поиски ее смысла.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1988 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]