Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Духовные искания героев романа Толстого «Война и мир».Лучшие минуты жизни князя Андрея
21.06.2012, 00:52
Духовные искания героев романа Толстого «Война и мир».Лучшие минуты жизни князя Андрея.


 «Война и мир» - одна из самых «густо населеных» романов мировой литературы. Тысяча лиц явяться читателю : одних мы увидим мельком  за другими будим следовать по всем путям их романого бытия. Обьектом художественного осмысления автора является неотдельно  взятая нация , а весь народ , нация. И центральные герои романа Толстого в своих поисках пути , в дерзание и смерение идут к обритению одного высшего замысла : слиянию со  своим народом , отаждествлению с ним .
Принципиальное отличие художественного метада Толстого от художественного метада Достоевского втом что , что Толстой неищет истину со своими героями  он ее начально знает . В сталкновение авторского знания и мучительных поисков и состоит пафас романа , ибо только с позиции высшего знания может автор безконечно глубоко иследовать психологию персонажей , анолизировать и обьявлять читателю деалектику человеческой души . И чем сложнее эта деалектика , чем глубже личность героя  тем запутаней , мучительний его путь и тем ценее конечная победа истины над ложью.
«Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом , и мертвое , укаризненное лицо жены , и Пьер на пороме , и девочка, взволнованая красотою ночи , и эта ночь  и луна и все это вдруг вспомнилось ему».
В театро ведении есть такой термин : зерно образа. Оно означает не что главное  определяющее в персонаже. В зависимости оттого, что видиться актеру и режисеру зерном даного образа, они и трактуют роль. Для Толстого  его герои не- персонажи , созданые его воображением , но люди , самостоятельные личности , каждого автор должен розгадать , прежде, чем этот герой предстанет литературным персонажем. Попробуем и мы вослед за Толстым разгадать его князя Андрея, постичь зерно его образа.
Итак  лучьшие минуты жизни - что это? Для князя Андрея это минуты , когда он осазнает , что шел ложным , обманым путем, когда исчезает иллюзия и когда пред ним открывается возможносьть «наново перерешить свою жизнь». Для большинства людей крах илюзий - мгновения страшные, для князя Андрея - прикрасные , лучшие в его жизни. Ибо привыше всего он любит истину , к ней стремится. И каждый раз  отрикаясь от ложного пути верит , что теперь он необманеться, теперь найдет свой истиный путь. Обратите внимание : ему падают в душу имено мгновения отричений  былых ошибок , минуты очещения  восраждений.  За это и любит Толстой своего героя. Все любимые герои Толстого совершают страшные, трагические ошибки, но автору важно  как они искупают свою вину, как сами себя судят по ошибкам.
На войну 1805 года Андрей идет , ибо устал от светского пусто словия, ибо ищет истиного дела. Но нетолько поэтому. Именно там  на полях сражений  сможет он упадобиться своему кумиру  - Наполеону, найдет «свой Тулон». И с психологической  и с исторической точек зрения очень очень важно , что Наполеон одновременно и враг князю Андрею  и предмет покланения. Важно, так как дает психический анализ блужданий эпохи, романтизировавшей войну, воспивавшей завоевателей и восхещавшийся красивой смертью в поле боя. Для Толстого же война - лиш кровь и грязь, боль и вынужденое убийство себе подобных. К этой правдивости видет он своего героя : через все хитро сплетения военой компании 1805 года - на поле Аустерлица. В стремление князя Андрея реализоваться по образу и подобию кумира , повторить его путь , Толстому не навистно все  и сам кумир  и желание позабыться в чужой судьбе. И тогда к Андрею приходит ошоломляющее презрение.
Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звезного часа. Как не когда не известный еще Буанопарте в битве при Арколе подхватил знамя ,и увлек за собой войска , князь Андрей в сражении при Аустерлице поднемает знамя. Но знамя это  в мечтах нашего героя так гордо реявшее над головой , в реальности оказывается лишь тяжелой палкой , и ее трудно и не удобно держать в руках : «Князь Андрей опять схватил знамя и , волоча его за древко , бежал с батальоном». За этот  то миг готов был князь Андрей готов сдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою - кощунствено . Поэтому так резко , так оскорбительно описывает ранение своего героя : « Как бы со всего размаха крепкою палкою кто то из ближайших солдат  как ему показалось ударил его в голову».
Бежал , волоча знамя за древко, упал , буд-то его ударили палкой... и все ради того , что бы маленький, толстый человек произнес над ним несколько напыщеных фраз?! Как это без смысла....
И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые , резкие фразы  поражденые сумятицей сражения , сменяются величавым , медленным и глубоким повествованием  «Как тихо и спокойно , совсем не так , как я бежал... Какже я не видал прежде этого высокого неба...».
Вслушайтесь  каким торжественым гимном истине гремит отречение князя Андрея от обманного пути , от обальщений славой и ее живым воплащением  Наполеоном. В замен былого кумира он приобретает высокие и вечные ценности , которых не знал прежде того : счастье простовато жить , возможность дышать , видеть небо - быть.
Князь Андрей попадает в плен , выздаравливает , возвращаится в Лысые Горы. Он едет к  семье  оставленой им потому что были «наполеоновские» свершения. К семье , которую любит теперь иначе, чем любил. Он уезал от женщины,  глубоко ему чуждой , ставшей его женой лишь по молодому нидомыслию. Он бежал от нее. Возвращается же князь Андрей к своей жене , которую готов полюбить , с которой сазнательно хочет разделить, жизнь. Но возвращается слишком поздно. Вина перед Лизой остается не искупленной на века. Именно поэтому на мертвом лице жены князь Андрей читает : «Ах, что и за что вы со мной сделали...»... И страшная минута -  то же среди лучших? Да, то же. Ибо сейчас князь Андрей делает еще один шаг от Наполеона.
Трагическое возвращение в Лысые Горы  логический итог его наполеоновского пути . К новому витку своей жизни он приходит не только с истиной  обретеной в небе Аустерлица , но и с обножоной душой , разтревоженной совестью. Горестное презнание говорит он Пьеру : « Я знаю в жизни только два действительные несчастья : угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицем князь Андрей узнал великую истину - жизнь есть бесконечная ценость. Но это  лиш часть истины. Не только болезнь и смерть - несчастье. Несчастье - и не спокойная совестливость. Перед битвой Андрей за минуту славы был готов отплатить любую цену. Теперь  после смерти жены, князь Болконский знает : за свой каррикатурный Тулон он заплатил ее жизнью. И это знание навсегда отвратит его от какого либо идолопоклонства.
Отрекшись от так дорого стоившего ему честолюбия , князь Андрей отрекается и от активной жизни. Теперь его цель - не приносить людям зла. Затворничество , уход в себя , внешняя остановка... Но не в этом для Толстого та истинная , великая простота, к которой ведет он любимых своих героев. Обособление от мира , угрюмое ему противостаяние - да ведь это Наполеон в изгнании!  И тогда к князю Андрею приезжает Пьер - Пьер , переживающий свой звездный час , вступивший в массонскую ложу захваченый новыми идеями по смыслу жизни. Его искренность , его живая энергия необходимы князю Андрею. Разговор на пароме о смысле бытия , о назначение жизни человеческой ворачивет князя в мир людей. И тогда становится возможной встреча с Наташей - еще не новая любовь для Андрея , но горячее желание слится с миром людей почуствовать себя вновь живым , деятельным , возродиться. Толстой позволяет себе абсолютно прямо линейную метафору: одинокий среди роспускающейся зелени силуэт дуба - и дуб зазеленевший , восоединившийся с окружающим миром. И сама прямо линейность этой метафоры, ее однозначная утелитарность доказывают  как важна сейчас автору мысль об еденении человека с его эпохой, народом, мысль об естественой их не разрывности : настолько важна , что он готов даже погрешить против художественного вскуса лишь бы донести ее до каждого читателя.  Все дальнейшее течение жизни князя Андрея   сотрудничество и разрыв со Сперанским , любовь к Наташе , пересилившая эту любовь обида и новое  очищеное и возвышенное чувство, все -  лишь не прямой , но единственный , выбранный тогда путь к людям. Андрей будет еще ошебаться и заблуждаться , и по высшему счету оплатит за свои заблуждения -  но так или иначе не померкнет передним небо Аустерлица , вечным укором и предостережением останется вопрос на мертвом лице жены, и не потускнеет образ девочки Наташи , стремящейся к слиянию с миром, к счастью общности со всем живым !

Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]