Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н. |
Истинная любовь и красота в понимании Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)
13.11.2009, 19:26 | |
Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде? О. Хайам На вопрос, поставленный поэтом двадцатого столетия, ответил крупнейший художник слова и мыслитель века девятнадцатого. Любовная линия романа предполагает не только влечение полов, но и саму атмосферу книги. Любовь родителей к детям, доверие, понимание, простота и естественность в обращении друг к другу — таков микроклимат в семье Ростовых. За серьезной требовательностью старого князя Болконского по отношению к своим детям тоже стоит любовь, беспокойство и забота о них. Люди, к которым сам автор испытывает уважение и симпатию, не клянутся друг другу в любви, не произносят красивых и высокопарных слов, но болеют и страдают, когда любимому человеку плохо. Те же, которые покупают себе любовь, как Жюли Курагина, наоборот, щедры на словесные излияния. Наглядный пример тому — разговор Жюли с Борисом Друбецким об опадающих листьях. Любовь это то, что в душе, она не нуждается в красочном словесном оформлении. Таковы отношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского, таково чувство Пьера Безухова к Наташе, Николая Ростова к Марье Болконской, хотя их брак может показаться всего лишь выгодной партией. Граф Ростов сумел рассмотреть в княжне Марье богатейший внутренний мир. Не признавая духовность в мужчине, он не случайно ценит это качество в женщине. Если человек способен искренне, глубоко, то он всегда красив, независимо от того, какими чертами лица его наделила природа. Толстовское понимание красоты — предмет серьезного философского исследования. На страницах романа «Война и мир» не так уж и мало внешне красивых людей. Очень красиво лицо княжны Элен Курагиной, ставшей впоследствии княжной Безуховой. Не менее красив ее брат, повеса Анатоль Курагин. Красотой отличается его приятель Федор Долохов. Красивы и Соня и Вера Ростова, но ни малейшей симпатии у автора их красота не вызывает. Почему? Наверно, потому что их внутренний мир, по мнению Толстого, убогий и интереса не представляет. На лице Элен всегда одинаковая улыбка. Маска, кукла, мраморная нимфа, и больше ничего. Такое же лицо и у ее брата Анатоля. Красивые глаза Долохова всегда наглые, красота Сони всего лишь красота хорошенького котенка и только. Но вот перед нами любимые герои писателя. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…». Это Наташа Ростова. Ни единой портретной детали, кроме того, что у нее большой рот, черные глаза и черные волосы, мы больше в романе не увидим. Разве что Толстой неоднократно подчеркнет грациозность и хрупкость фигуры. И в тоже время ее лицо прекрасно, когда она счастлива, и уродливо, когда искажено страданиями. Вот в чем истинная красота человека. Лицо красиво тогда, когда оно — отражение внутреннего мира личности, когда в нем движение, душа, способная вобрать в себя всю гамму чувств и переживаний. Самое интересное, что окружающие тоже это чувствуют. Не случайно в толпе, у церкви, куда Наташа идет к заутрене, раздаются голоса: Это Ростова та самая… Как похудела, а Кажется, что перенесенные испытания: разрыв с любимым человеком и болезнь — делают героиню еще красивее. Старый князь Болконский переживает некрасивость своей дочери Марьи, как несчастье. На его взгляд, замуж ее возьмут за богатство, за связи. А какое уж тут счастье в подобном браке. Но лицо той же княжны Марьи становится очень привлекательным в минуты душевного волнения и оживления. Ее лучистые глаза наполнены непривлекательность черт. Только нужно уметь увидеть эту красоту. Грубоватому ротмистру графу Ростову это удается. Итак, красота в понимании Л.Н. Толстого — это «огонь, мерцающий в сердце». Если же огню не суждено разгореться, то никакие правильные черты лица и никакая статность фигуры не сделают человека счастливой», — гласит народная пословица. А счастье — спутник истинной духовной красоты. Толстому удалось доказать это вполне убедительно. | |
Просмотров: 7681 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта