Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Истинная любовь и красота в понимании Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)
13.11.2009, 19:26
Что есть красота и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?



О. Хайам

На вопрос, поставленный поэтом
двадцатого столетия, ответил крупнейший художник слова и мыслитель века
девятнадцатого. Любовная линия романа предполагает не только влечение полов,
но и саму атмосферу книги. Любовь родителей к детям, доверие, понимание,
простота и естественность в обращении друг к другу — таков микроклимат в семье
Ростовых. За серьезной требовательностью старого князя Болконского по отношению
к своим детям тоже стоит любовь, беспокойство и забота о них.

Люди,
к которым сам автор испытывает уважение и симпатию, не клянутся друг другу
в любви, не произносят красивых и высокопарных слов, но болеют и страдают, когда
любимому человеку плохо. Те же, которые покупают себе любовь, как Жюли Курагина,
наоборот, щедры на словесные излияния. Наглядный пример тому — разговор Жюли
с Борисом Друбецким об опадающих листьях.

Любовь это то, что в душе,
она не нуждается в красочном словесном оформлении. Таковы отношения Наташи
Ростовой и Андрея Болконского, таково чувство Пьера Безухова к Наташе, Николая
Ростова к Марье Болконской, хотя их брак может показаться кому-то
всего лишь выгодной партией. Граф Ростов сумел рассмотреть в княжне Марье
богатейший внутренний мир. Не признавая духовность в мужчине, он не случайно
ценит это качество в женщине. Если человек способен кого-то любить
искренне, глубоко, то он всегда красив, независимо от того, какими чертами лица
его наделила природа.     

Толстовское понимание красоты — предмет
серьезного философского исследования. На страницах романа «Война и мир»
не так уж и мало внешне красивых людей. Очень красиво лицо княжны Элен
Курагиной, ставшей впоследствии княжной Безуховой. Не менее красив ее брат,
повеса Анатоль Курагин. Красотой отличается его приятель Федор Долохов. Красивы
и Соня и Вера Ростова, но ни малейшей симпатии у автора их красота не вызывает.
Почему? Наверно, потому что их внутренний мир, по мнению Толстого, убогий
и интереса не представляет. На лице Элен всегда одинаковая улыбка. Маска, кукла,
мраморная нимфа, и больше ничего. Такое же лицо и у ее брата Анатоля. Красивые
глаза Долохова всегда наглые, красота Сони всего лишь красота хорошенького
котенка и только.

Но вот перед нами любимые герои писателя.
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…». Это Наташа
Ростова. Ни единой портретной детали, кроме того, что у нее большой рот, черные
глаза и черные волосы, мы больше в романе не увидим. Разве что Толстой
неоднократно подчеркнет грациозность и хрупкость фигуры. И в тоже время ее лицо
прекрасно, когда она счастлива, и уродливо, когда искажено страданиями.
Вот в чем истинная красота человека. Лицо красиво по-настоящему
тогда, когда оно — отражение внутреннего мира личности, когда в нем движение,
душа, способная вобрать в себя всю гамму чувств и переживаний. Самое интересное,
что окружающие тоже это чувствуют. Не случайно в толпе, у церкви, куда Наташа
идет к заутрене, раздаются голоса:

Это Ростова та самая… Как похудела,
а все-таки хороша!

Кажется, что перенесенные испытания:
разрыв с любимым человеком и болезнь — делают героиню еще красивее. Старый князь
Болконский переживает некрасивость своей дочери Марьи, как несчастье.
На его взгляд, замуж ее возьмут за богатство, за связи. А какое уж тут счастье
в подобном браке. Но лицо той же княжны Марьи становится очень привлекательным
в минуты душевного волнения и оживления. Ее лучистые глаза наполнены
каким-то внутренним светом и теплом, но выразительность скрашивает
непривлекательность черт. Только нужно уметь увидеть эту красоту. Грубоватому
ротмистру графу Ростову это удается.

Итак, красота в понимании Л.Н.
Толстого — это «огонь, мерцающий в сердце». Если же огню не суждено разгореться,
то никакие правильные черты лица и никакая статность фигуры не сделают человека
по-настоящему красивым. «Не родись красивой, а родись
счастливой», — гласит народная пословица. А счастье — спутник истинной духовной
красоты. Толстому удалось доказать это вполне убедительно.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 7681 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]