Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Наполеон и Кутузов (анализ образов героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
13.11.2009, 19:11
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклонной
С ключами
старого Кремля…


Так говорит о французском полководце,
императоре Франции А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Меня в данном
случае восхищает своей точностью строчка: «Последним счастьем упоенный». Ведь
и в третьем томе эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» мы тоже видим великого
полководца Бонапарта, «последним счастьем упоенным». Только, пожалуй,
он сам не подозревает об этом. Современники упрекали Толстого в преднамеренном
окарикатуривании Наполеона, в отступлении от исторической объективности. Может
быть, они по-своему быль правы, если рассматривать вопрос только
с точки зрения конкретики. Но на стороне Толстого другая, высшая правда,
а именно: его взгляд на роль так называемой великой личности в истории.
Бесспорно, если взять сцену, когда Наполеон на кануне Бородинского сражения
рассматривает портрет сына, привезенный из Парижа, то можно усомниться в том,
что этот эпизод имел место в действительности. Но писателю очень хочется
подчеркнуть театральность, напыщенность, самолюбование, сознание собственной
непогрешимости французского полководца. Чего стоит только одна высокопарная
фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра». Весьма слабое
представление у Бонапарта на этот раз о противнике, если поле Бородина
представляется ему шахматной доской. Иронически показывает писатель
так называемую днепозицию Наполеона, в которой, не смотря на точные цифры, очень
много неясного и затуманенного. Наполеону кажется, что он руководит сражением,
что от движения его руки зависит ход битвы, что люди слепо подчиняются
его приказам. Писатель-баталист развевает иллюзии военачальника.
Во-первых, дым, сливаясь с туманом, скрывает всю местность,
совершенно не понятно, кто движется: французы или русские. Доклады о ходе
сражения, которые Наполеон выслушивает от своих адъютантов и маршалов, ложны,
потому что, по мнению Толстого «в пору сражения невозможно сказать,
что происходит в данную минуту». Адъютанты же не доезжают до настоящего места
сражения, а передают лишь то, что слышали от других. Однако человеку, одержимому
манией собственного величия, все это сложно понять. Вот и дает он свои
распоряжения, которые либо уже исполнены, либо не  могли исполниться.
В результате выходило, по мнению писателя, противное тому, что приказывали. Даже
преданные Наполеону маршалы и генералы, не спрашиваясь его, отдают свои
приказания, куда и откуда стрелять и куда скакать конным, и куда бежать пешим
солдатам. И дело тут не в отсутствии организаторского таланта у Бонапарта,
а в той непредсказуемости поведения человека на войне.
Толстой-психолог это понимает, французскому императору сие, увы,
невдомек. Войны в Европе, в странах, которые сдавались ему почти
без сопротивления, упрочили за ним репутацию непобедимого полководца, утвердили
в нем сознание собственной гениальности. Но сражение возле небольшой
подмосковной деревеньки изрядно расшатывает пьедестал.

Потому, наиболее
привлекателен наполеон, объезжающий поле битвы уже после ее окончания. Весь ужас
содеянного открывается ему, и, наверное, впервые призрак обреченности является
перед ним: «В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу,
в которой он полагал свою заслугу и величие. Личное человеческое чувство
на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому
он служил так долго».

Наполеон в данный момент начинает на себя
переносить страдание и смерть, которые он видит на поле сражения. Толстой
убежден в том, что подобное состояние героя говорит о пробуждении
в нем нравственных свойств, без чего невозможно становление личности.


Размышляя об истинном и ложном величии, Толстой приходит к выводу о том,
что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Личность Наполеона
в романе — наглядное тому подтверждение.

Наполеону противопоставляется
Кутузов. Читатель знакомится с ним еще в первом томе, когда главнокомандующий
приезжает на смотр войск под Б. Он хочет показать австрийским генералам
неготовность армии в данный момент к длительному переходу и отдает приказ
полковым командирам представить войска, что называется, в натуральном виде:
в походной форме, в изорванной обуви. Уже в данном эпизоде проявляется
отсутствие фальши и нелюбовь к парадности русского полководца.

Тактика Кутузова направлена на то, чтобы как можно меньше понести человеческих потерь.
По большому счету, в этом и проявляется истинный талант военачальника.
Те, которые добивались победы ценой многочисленных жертв, по мнению
писателя-гуманиста, не могут считаться великими полководцами.
Потому и избегает Кутузов больших сражений. А дает их только под давлением
обстоятельств. Очень хорошо о нем говорит князь Андрей Болконский: «Он ничего
плохого не позволит, ничему хорошему не помешает, а сделает так, как нужно».


Понимая существующее положение вещей, Кутузов порой, не желает
вмешиваться в ход события, предоставляет возможность ему идти своим чередом.
Его поведение на бородинском поле, на первый взгляд, кажется пассивностью
и некоторой апатией. Но на самом деле он уверен, что в данный момент
от эго указаний мало что зависит.

Победа или поражение будут зависеть
от того, что именуется духом войска, тем глубинным чувством, которое живет
в каждом солдате и офицере.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 2099 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]