Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстогоч Война и мир", т. II, ч. 3, гл.II.)
21.06.2012, 01:25
Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстогоч Война и мир",  т. II,  ч. 3,  гл.II.)

В романе "Война и мир" нарисованы две войны,  которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда,  когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем,  как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.
По жанру "Война и мир" — роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного,  биографического,  любовного,  исторического,  философского романа.
В романе трудно выделить преобладающую тему. Его предметом изображения является вся русская жизнь начала XIX века. В числе многих тем,  звучащих в романе,  можно выделить тему народа в эпоху перемен и войн,  тему личной жизни человека,  его жизненных путей и этических норм,  тему войны.
Ценность человека,  по мнению Толстого,  определяется тремя понятиями: простота,  доброта и правда. Нравственность,  как считает писатель,  - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны,  честны перед людьми и своею совестью.
В романе есть замечательный эпизод – "Ночь в Отрадном". Начинается со слов: "Ночь была свежая и неподвижно светлая…"; заканчивается  размышлением А. Болконского. Эпизод непосредственно связан с темой и идей всего произведения. И имеет огромное значение для раскрытия замыслов писателя.  Тема эпизода – тема любви,  тема нравственного возрождение героев,  неба. Толстой сумел показать единение человека и природы,  способствующему возрождению личности. Эта гармония единения способствует возрождению личности. Эпизод имеет пейзажное обрамление: начинается и заканчивается описанием пейзажа. Толстой дает очень много описания природы. Пейзаж помогает раскрытию образов,  как Андрея Болконского,  так и Наташи Ростовой.  В этом эпизоде,  как и на протяжении всего романа,  Толстой продолжает тему неба. Небо Аустерлица и небо Отрадного – небо любви,  возрождения. Пейзаж восторженно показывает в эпизоде Наташу Ростову,  которая способна восхищаться и удивляться.
Она не способна на полу чувства,  она всегда естественна.  В эпизоде отсутствует описание портретов.
В эпизоде у Андрея звучит внутренний монолог. Из его размышлений мы видим,  что он не романтик. У Толстого внутренние монологи героев отличаются особым стилем — синтаксической усложненностью и своеобразным "косноязычием",  призванным передать запутанность и сложность движения мысли. Это как бы перевод с языка мыслей на язык слов. Красота природы его не привлекает. Наташа ведет себя по-иному. Она радуется красотой природы,  эта картина вызывает у нее восхищение. Девушка привыкла к  естественному восприятию природы,  она способна радоваться жизни.  Большое значение в эпизоде имеет речь героев. Голос Андрея почти не слышен,  присутствуют лишь размышления. Толстой дает описание диалога Наташи и Сони. Речь у Наташи тороплива,  очень много восклицания. Соня же спокойна и рассудительна.
Несмотря на то,  что в эпизоде присутствует описание дома. Описание интерьера в эпизоде отсутствует.
Для князя Андрея этот эпизод является переломным моментом в жизни. Он решает: "Жизнь не кончилась в 31 год". В его душе "…поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд…" Голос автора в эпизоде отсутствует.  Он дает только пейзажную зарисовку. Автор не вмешивается в происходящее,  а только показывает все его стороны. Авторский голос безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ,  он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. М. Бахтина,  роман Толстого  "монологический".
Толстой настолько реально передает пейзаж природы,  что возникает чувство присутствия в момент действия событий.
Появляется чувство тишины,  спокойствия,  прерываемого голосом Наташи.  Одним из ценнейших и замечательнейших качеств человеческой личности Л.Толстой считал способность к совершенствованию,  к нравственному очищению и поиску смысла жизни. Не зря персонажи,  нелюбимые автором,  остаются неизменными,  они статичны.
Для них есть заготовленные характеристики,  а психологический анализ требует лишь повторения характерных для них деталей.
Истинная красота человека – не внешняя. Она внутри. Настоящая красота побуждает личность к духовным исканиям,  к совершенствованию. Л.Толстой в своем творчестве исследовал душу человека. Для него бесконечный интерес представляло то,  какой путь проходит душа в стремлении к высокому и цельному.
Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с другими,  тем более они служат "необходимости",  т. е. их воля переплетается с другими волями и становится менее свободной. Поэтому общественные и государственные деятели являются наименее субъективно свободными.  Философская проблематика романа — устройство мира и место человека в нем,  смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни,  роль личности в истории,  соотношение  свободы и необходимости в судьбе человека,  нравственные требования  к человеку,  подлинное и ложное в жизни человека.
Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора,  но и в монологах,  диалогах,  внутренних монологах героев.
Так,  любимые герои Толстого в поисках истинного и непреходящего в жизни "рвутся",  "ошибаются",  "путаются",  постепенно отрекаясь от системы ложных ценностей.
 
 
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 7112 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]