Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Образ Наташи Ростовой (анализ образа персонажа романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
13.11.2009, 19:13
Наташа — тот свод,
на котором держится весь роман.


Л. Толстой


Наташа, на мой взгляд, самый яркий персонаж романа Л. Толстого «Война
и мир». Она обладает богатым внутренним миром, это девушка, которая способна
любить, сопереживать, пожертвовать собой ради счастья окружающих её людей,
поэтому именно она является любимой героиней Л. Толстого. Она нравится
и читателю, но не за внешние данные («черноглазая, с большим ртом, некрасивая,
но живая девочка», «с большими кудряшками, тоненькими оголёнными руками
и маленькими ножками»), а за красоту внутреннюю. Эта внешне не красивая девушка
пленяет нас своим внутренним обаянием. Каковы же истоки этого обаяния у Наташи?
Они лежат в способности внутренне раскрепощаться и в стремлении объединить
людей. Наташа обладает особым природным даром к внутренней свободе,
естественности в поведении, который доступен не всем. Умна ли эта девушка?
Толстой говорит, что его героиня живёт «не умом, а сердцем», что «она
не удостаивает быть умной». Природа наделила её необыкновенным даром любви
к людям.

Как резкий контраст естественной внутренней красоте выступает
перед нами красота внешняя, показная, обладательницей которой является Элен.
В образе Элен Толстой показывает действительно красивую женщину (стройный стан,
белые полные плечи, очень открытая, по тогдашней моде, грудь и спина, глянец
волос, блеск бриллиантов). «Она подарила присутствием и блеском окружающих».
Но вся эта роскошь Элен, её заученная улыбка — это лиши оболочка.
Вся её сущность находится внутри, это её характер. На самом деле Элен —
это черствая, расчетливая женщина, которая стремилась упрочить своё положение
в обществе и демонстрировала вам свою красоту.

Наташа же, самый
обаятельный женский образ в романе, полная жизнь, движения девушка, сразу
привлекает нас, хотя она совсем не похожа на красавицу Элен. («Её оголенные
шея и руки (Наташи) были худы и некрасивы в сравнении с руками Элен. Её плечи
были худы, руки тонки; но на Элен был уже как будто блеск и лак от всех тысяч
взглядов, скользивших по её телу»). Непосредственность, стремление к счастью,
восторженность, чуткость выделяют тринадцатилетнюю девочку среди других
персонажей. Мы постоянно видим её среди собственных мыслей, в сфере её чувств.
В каком богатом и разнообразном внутреннем мире живет героиня! Толстой передаёт
его с помощью жестов, мимики и речи Наташи. Она, как лучик света, озаряет всех
своим появлением. Наташа, всегда подвижная и непоседливая, неспроста получила
прозвище «казак». Марья Дмитриевна назвала её так, потому что Наташа,
действительно была бойким, решительным и смелым ребёнком.
Для неё не существовало слова «надо», «надо» для неё — то же самое, что «хочу».
Пьер сказал о ней так: «Она обворожительна! А отчего я не знаю».

Став
девушкой, Наташа сохранила черты, присущие ей в детстве, духовно близкие
и понятные простому народу и чужие самой аристократии, воспитанные
в ней близостью к природе, естественностью и простотой в семье Ростовых («Наташа
полубарыня, полудевушка, то детски смешная, то девически обворожительная»).
Это необыкновенно эмоциональная, полная жизни, чувств, с открытым
мировосприятием девушка.

Попав от всего этого в высший свет, ослеплённая
роскошью и блеском, Наташа теряется, она не может понять себя. Ей чужды лож,
обман, фальшь в обращении. Недоумение, страх перед этим неизвестным и чужим
миром охватывает молодую девушку.

Но вот и настал, наконец, первый бал.
«Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень
стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо». Наташа
танцевала с Андреем, который пригласил её по просьбе Пьера. Все вокруг
любовались на её робкую грацию и смущенную улыбку. Она была так счастлива,
как никогда ещё в жизни.

Ещё после нескольких встреч Наташа и Андрей
поняли, что влюблены друг в друга (Наташа: «И что же мне за дело до его отца
и сестры: я люблю его одного, его, его…». Андрей: «Я не жил прежде. Теперь
только я живу, но я не могу жить без неё»). Но их свадьба могла состояться
только через год. Это не большой срок для любящей по-настоящему
девушки. Хотя Наташа по-настоящему любила Андрея, ждать «целый год»
она не могла в силу её характера. Да, для такой открытой счастью, окружающим
девушки, как Наташа, год — это очень большой срок. Она не могла жить без любви.
Этим и объясняется её измена Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным.
Но всё-таки по прошествии некоторого времени Наташа осознает,
что единственный, кого она  любила и любит, это князь Андрей. Но времени
не возвратишь.

В последние мгновения его жизни она находится рядом
с ним, помогает ему. Её духовная внутренняя красота основана на высокой
способности и потребности любить. Наташа живёт для себя, но она интуитивно
делает добро всем. Эта любовь возрождает Наташу после смерти князя Андрея,
делает её любящей матерью и верной женой Пьера («Она чувствовала, что связь
её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали
его к ней, а держалась чем-то другим, неопределённым,
но твёрдым…»). После замужества Наташа изменилась внешне, но она осталась такой
же доброй, отзывчивой и открытой всему миру. Это и есть настоящая красота
человека, она приносит добро и счастье людям, очищает и возрождает их. Андрей
Болконский выходит из духовного кризиса именно через любовь к Наташе Ростовой.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 9193 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]