Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
13.11.2009, 19:39
Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое
доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу — это дано
не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно
связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли
ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед — для физики, Евклид —
для геометрии. Это Достоевский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой
его творчества был страдающий человек, то есть человек, находящийся
в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность
находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем
ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек,
его душа.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать
«энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги все,
с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость
и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения
Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном
пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий
Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей.
Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества,
но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.

«Война и мир» — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том,
что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время
заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых
событиях.

Толстой-философ оказал огромное влияние,
на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных
правил, которых придерживался писатель во время работы над своими
произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды, от того,
что является основой подлинного искусства. Толстовские герои — не «герои»
в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы
предельно правдиво, жизненно. По отношению к «Войне и миру» больше, чем к любому
другому произведению подходят слова: «Жизнь народа — один из главных героев
романа». И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер,
Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал
человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле
«ходячая добродетель», образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал
воспринимается совсем иначе: это человек «во плоти и крови», которому не чуждо
ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться,
который стремится к счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях
Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину,
искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность,
а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал муж чины —
это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге
(именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил себя,
а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни,
оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины —
хранительницы семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра
и чиста, но не лишена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих
героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно
показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем
анатолям и элен, «сорвал с них маски», пусть внешне прекрасные, и все увидели
под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность,
отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок,
порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы —
вот что писатель ценит в человеке более всего.

Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через
мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно,
убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди
не замечают, о котором забывают. "Все пустое, все обман, кроме этого
бесконечного неба». Этот во многом символический образ проходит через весь роман
и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов
при написании книги.

Этот образ, видимо, можно воспринимать
и символически. Красота души, нравственность главных героев романа и самого
автора — вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным,
а его героев — эталоном духовного совершенства и красоты.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 641 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]