Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый как выразители народных взглядов (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
13.11.2009, 19:29
 Любимой мыслью Л. Н. Толстого
в романе «Война и мир» была «мысль народная». На первый взгляд, отражение этой
темы в романе кажется эпизодическим, так как из более чем пятисот семидесяти
героев романа автором разработано лишь десять образов представителей народа.
Но Л.Н. Толстой решает эту проблему иначе: каждого из своих любимых героев
в кризисные моменты жизни он приводит к пониманию того, насколько важным,
незыблемым и основополагающим элементом жизни является дух народный, народное
самосознание и мироощущение.

На примере Платона Каратаева и Тихона
Щербатова Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских солдат.
Первый из них — тип покорного солдата, главными качествами которого являются
терпение, кротость и набожность. Эти качества Л.Н.Толстой воспел в Платоне
Каратаеве. Второй тип — отчаянного солдата — был представлен Л. Толстым в образе
Тихона Щербатого.

Платон Каратаев — обыкновенный солдат, который,
однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер
встретился с Платоном Каратаевым в плену. После расстрела «поджигателей» в душе
Пьера «все завалилось в кучу бессмысленного сора». «Он чувствовал,
что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти". Когда же Пьер встретил
Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, «что разрушенный мир теперь
с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах,
воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление
не «идеологическим содержанием своих речей и реплик, а поведением, элементарным
здравым смыслом и целесообразностью действий и поступков». Это случилось
в то время, когда из души Пьера была вдруг «выдернута... пружина, на которой
все держалось и представлялось живым». «В нем, хотя он и не отдавал себе отчета,
уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу,
и в Бога». Пьер признал силу какого-то непонятного «порядка»,
который убивал людей и его самого. Встретив Каратаева, он понял, что власти
этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую
нельзя уничтожить никакой силой. После огромного нервного напряжения
и тяжелейшего морального потрясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает
как бы в иной мир. Он видит, как какой-то человек аккуратно устроил
в углу все свое «хозяйство», как к нему подошло другое живое существо —
собачонка, связанная с этим человеком чем-то добрым. Сам незнакомец
вдруг заговорил о чем-то очень простом и понятном, предложил Пьеру
несколько печеных картошек. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях
показались Пьеру чудом, великим откровением истины жизни. А Платон бормотал
бессмысленные слова молитвы, как будто им самим придуманной (молиться
по-настоящему он не умел). И в этот момент Пьер ощутил новую
красоту недавнего разрушенного мира. Каратаевское вошло в Пьера не как теория
или система воззрений, а как ощущение утраченной им целесообразности бытия.
Л. Толстой «обезличил» Каратаева, так как главным в нем был олицетворенный
принцип «естественной» жизни. Общее в нем явно преобладало над индивидуальным.
Вот как Л. Толстой характеризует Каратаева: «Он все умел делать, не очень
хорошо, но и не дурно»; «...часто он говорил совершенно противоположное тому,
что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо»; «привязанностей,
дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно
жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком —
не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые
были перед глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил
Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря
на всю свою ласковую нежность к нему... ни на минуту не огорчился бы разлукой
с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву». Эта любовь ко всем
была в Каратаеве — человеке недалеком, примитивном — проявлением великого,
природного, соединяющего людей начала, которое, как думал Л. Толстой, убивается
«неестественной» средой, уродливо организованным обществом. В каратаевской любви
ко всему живому сквозит именно «стихийная сила». И поэтому Каратаев ощущает себя
нераздельною частью мира, как впоследствии и Пьер, перенесший тяжкие страдания
и страх смерти. Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением «всего русского,
доброго и круглого». Интересно, что Л. Толстой употребляет здесь слово
«круглое». Сразу ощущается что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо,
и был Платон Каратаев. Сама речь его была мягкой и напевной, а на каждый случай
у него находилась какая-нибудь поговорка. Пьер получил внутреннее
успокоение и согласие с самим собой «только через ужас смерти, через лишения
и через то, что он понял в Каратаеве». Недаром годы спустя Пьер частенько думал
о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, «одобрил
бы или не одобрил». Этого человека справедливо можно назвать кладезем народной
мудрости.

Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако
личность его настолько незаурядна и влияние на судьбу Пьера Безухова столь
огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам. Ведь
его нравственное воздействие на Пьера по силе можно сравнить лишь
с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа. Он появился рядом
с Пьером как спаситель в тот момент, когда Наташи не было рядом. В незаметности
ухода Платона Каратаева из жизни есть нечто закономерное, «каратаевское».
Неудивительно, что Пьер воспринял смерть Каратаева как должное. Наташа и княжна
Марья почти так же отнеслись к смерти князя Андрея. «Они обе видели,
как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался
от них куда-то туда, и обе знали, что это так и должно быть
и что это хорошо». Наташа и жила по каратаевскому принципу «живешь и живи».
В этом тезисе для Л. Толстого была заключена величайшая мудрость. И Наташа,
и Платон Каратаев выступают в романе как единый образ, имеющий общечеловеческое
значение. В этом качестве они оказываются равными величинами.
Они как бы являются органической частью идеального целого — народа.


Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие
Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского
крестьянства и солдатства. Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном
Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой описывает
другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона
Щербатого. Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на врага «дубину
народной войны», которую славит Лев Толстой.

Так же, как и Платон
Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно,
его образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый оказался самым нужным
и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова. «Никто больше
его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил
французов...» Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью.

В отряде у него была особая роль. «Когда надо было сделать
что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи
повозку, за хвост вытащить лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину
французов, пройти за день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь,
на Тихона». Из-за этого и гусары, и казаки держали его за шута,
и «сам он охотно поддавался этому чину». Тихон произвел сильное впечатление
на молоденького Петю Ростова. Слушая рассказ Тихона о том, как тот брал языка,
Петя сначала весело смеялся. Когда же он понял, что Тихон убил человека,
ему стало неловко. А Тихон предпочитал пленных не брать, а просто убивал
французов, одного за другим. И Толстой, любимой мыслью которого была «не отвечай
злом на зло», эти действия считал оправданными, так как это было частью народной
борьбы за жизнь и Россию. Только священная, освободительная, народная война
могла вызвать у писателя-гуманиста следующие слова: «И благо тому
народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам
искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает
ее великодушному победителю, о благо тому народу, который в минуту испытания,
не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях,
с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит
ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется
презрением и жалостью».

Лев Толстой решительно отвергал агрессивные,
захватнические войны. Он был великим поборником мира. Тем не менее, он считал,
что убийство может быть оправдано, когда речь идет о высшей справедливости
и о высоком подъеме национального народного духа.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 3280 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]