Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Русский граф с французским именем
21.06.2012, 00:53
Русский граф с французским именем.


Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» - в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек , нелепый и непривлекательный : «толстый , выше обыкновенного роста, широкий , с огромными красными руками». Огромный и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но не только - он и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши, «умный , робкий, наблюдательный , естественный». Таков Пьер. Пока еще даже не Пьер Безухов , граф Петр Кириллович , а всего лишь «мсье Пьер»- бастард , незаконнорожденный сын русского вельможи, и в салоне фрейлины Шерер его принимают лишь на «всякий случай» : а вдруг да граф Кирилл официально прзнает сынка...
Толстой любит сразу привлекать внимание читателя к любимым своим героям, сопровождать их первое появление на страницах запоминающимися эффектами: подчеркнутой отстраненностью от окружающих резко выделяется князь Андрей , шумно вбежит в гостиную маленькая Наташа... Пьер появляется в зале , нарушив чинную атмосферу : будет невпопад отвечать на вопросы, искренне и жарко участвовать в споре о Наполеоне, хотя оппоненты абсолютно равнодушны к предмету спора и к самому Пьеру, вместо привычных , отточенных фраз «бурлить что-то непонятное»... И мы сразу запомним этого героя, заинтересуемся им , обратим на него особое внимание.
Странно : воспитывался в Париже - и не умеет вести себя в обществе? И лишь позже мы поймем , что непосредственность , искренность, горячность - сущностные черты Пьера, никакой нивелировке ни в каком обществе не поддающиеся. Ничто и никогда не заставит его изменить себя , жить по общей усредненной норме, вести бессмысленные разговоры для светского времяпрепровождения.
Образ Пьера - центральный во всей образной системе романа. И прежде всего потому , что именно он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. И как бы ни изменялся , как бы ни переплавлялся в мыслях автора герой того сюжета , какие-то основополагающие черты  в нем не могли не остаться. Почему же все-таки он на протяжении всего романа так и остается Пьером. Почему не станет для автора , для друзей , для читателей Петей , Петром Кирилловичем, графом Безуховым? В имени героя удивительно отразилось его особое положение во всей художественной системе «Войны и мира». Роман построен как семейная хроника, история народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален : за ним единственным нет никого , официально признанный и любимый отцом , он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи , он начинается с себя. Все , что составляет сущность личности этого героя , отражает не характерные черты его рода , а общие черты народного характера. За ним никто не стоит - и угадыватся сама Россия начала века : преклоняющаяся перед Западом, то робко , то пристально вглядывающаяся в темную , еще совсем не разгаданную массу крестьянства, презирающая самое себя - и приписывающая себе удел нации богоносцев...
Именно потому Пьеру , и только ему , дано будет в эпилоге романа создать истинно идеальную семью, сочетающую лучшие черты Болконских и Ростовых, помноженные на его , Пьера , личность и духовный опыт.
Путь героя отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями , чем путь князя Андрея. Более того , Толстой подчеркивает параллелизм их судеб : у обоих ранний нелепый брак , принесший многие мучения , измена любимой , вторая любовь, увлечение фигурой Наполеона, моменты самовозвеличивания и самоуничтожения. Это , разумеется , неслучайно. Слишком много общего у столь разных героев , при всей их индивидуальной несхожести , они объединены в один историко-психологический тип, их кровное родство - в принадлежности к лучшим сынам России. И личные их судьбы строятся в прямой зависимости от судьбы Отечества.
Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о всех хитростях семьи Курагиных, добивавшихся и добившихся этой свадьбы. О том , как завлекали развратные Элен и князь Василий Пьера , как вовремя прибежали с иконой благословлять - и вырвали у упорствующего жениха предложение . И , описав все это , Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера : как он воспринимает случившееся, кого обвинит в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу : он обвиняет себя. Не безнравственных людей , сыгравших на его молодой неопытности , а себя , ничего не сумевшего им противопоставить, поддавшегося. Это не имеет ничего общего с «сусальным» всепрощением , ни с поздними масонскими стремлениями Пьера. Духовная устанвка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности : прежде всего суди самого себя.
Вторым серьезнейшим испытанием для Пьера станет неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым , он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы , исход дуэли - торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер нечаянно попадает в своего обидчика. Но сочувствует ли этой справедливости Толстой, торжествует ли сам победитель: «Глупо, глупо! Смерть... ложь...». Пьер переживает глубокий душевный кризис .
Разорвав с женой , Пьер , по пути в Петербург , в Торжке , дожидаясь на станции лошадей , лежит на кожаном диване и думает : « А я стрелял в Долохова за то , что счел себя оскорбленным , а Людовика 16 казнили за то , что считали преступником , а через год убили тех , кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Для чего жить и что я такое?...». Ход мыслей Пьера может показаться беспорядочным. Для него и его дуэль с Долоховым , и казнь Людовика являются событиями одного ряда. Это события , имеющие отношение к жизни , и - к истории.
Посмотрите , насколько теперешний ужас Пьера пред пролитой им кровью отличается от благодушного одобрения убийства, высказанного им в салоне Шерер, в беседе о Наполеоне . Торжок стал для Пьера его Аустерлицем, на этой почтовой станции он отрекся от раннего своего нравственного бонапартизма и возжаждал нового пути. Этот путь указал ему масон Баздеев.
Отметим здесь еще одно : важнейшую черту, отличающую Пьера от князя Андрея. Будучи сыном Николая Андреевича Болконского и бесконечно почитая отца, князь Андрей , увлекаясь кумирами, не ищет духовного наставника : эту роль играет его отец , и играет блистательно. Пьер же переполнен безадресным сыновним чувством , он постоянно ищет духовного руководителя. Именно так он относится сначала к князю Андрею, затем к Баздееву , к Платону Каратаеву. Он весь открыт к духовному наставничеству, ищет его : и это один из самых мощных факторов формирования и проявления личности Пьера .
Обращение Пьера к «Обществу вольных каменщиков» ,к масонам понятно : Баздеев предлагает ему возможность начать жизнь с нуля ,возродиться в новом , очищенном состоянии.Но оно оправдано и исторически: известно , что через масонство прошли все декабристы. И искали они в масонстве того же , что и Пьер - нравственного очищения.
Судьбу Пьера Толстой выстраивает как цепь нелогических закономерностей. Закономерностей историчесикх. Не будучи военным , он едет на Бородинское поле - ибо исторически для победы необходимо духовное участие всех , кому дорого Отечество ( и Толстой заставляет нас увидеть это сражение глазами Пьера : так как ему видится не хиторосплетение диспозиций , но сокровенный смысл происходящего, его нравственная основа).
Пьер останется в Москве , чтобы убить Наполеона  - и спасет девочку, и пробудит в настоящем убийце Даву - человека. И, наконец, в плену , лишенный свободы , обретет путь к свободе внутренней, причастится к народной правде и народной морали.
Встреча с Платоном Каратаевым - целая эпоха в жизни Пьера . Как и Баздеев , Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Однако вся внутренняя энергия личности Пьера , весь строй его души таковы , что , с радостью принимая предлагаемый опыт и жизненную концепцию своих учителей , он не подчиняется им , но, обогащенный , идет дальше - своим путем. И этот путь , по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.          

Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 867 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]