Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Трагедия Анны Карениной (по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»)
13.11.2009, 19:43
Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную
эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась
на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической
эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо.
    

«Анна Каренина» — роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем
разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга,
потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни.
   

Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной
жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный
строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки,
расширяет эту тему до всей жизни человечества.
   
Противопоставление
жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно
с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью
на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью
о том, что жена способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу
перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед
возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме его, перед
жизнью. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся
от нее». Алексею Александровичу действительная жизнь не могла не представляться
бестолковой и нелогичной, потому что она никак не может принять указанную форму,
составляющую единственный смысл всей деятельности, всего существования героя.
Отношение Алексея Александровича к Анне воплощало сущность его отношений с самою
жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью
внешней логики. Вновь и вновь можно почувствовать, каким насилием над жизнью
были семейные отношения Каренина с Анной — медленным, повседневным, постоянным
угнетением. Настоящая жизнь для Толстого — это страстное желание и умение
человека жить жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой
жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей.


Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром:
даром общения, открытости для всех, понимания всех и сочувствования в буквальном
смысле слова, то есть умения совместного чувствования с другими людьми.
Это и создает поэтический мир Анны.

Безжизненные глаза Каренина —
это глаза, какими взглянула на героиню романа окружавшая ее действительность.
И то обстоятельство, что человек с этими безжизненными глазами был связан
со всей жизнью Анны, обостряет трагизм ее одиночества в мертвой пустыне
действительности, одиночества в самой любви.

Тема одиночества в любви
пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны
и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому
предшествует дурное предзнаменование  — гибель человека под колесами поезда,
прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским
окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти.


Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает
как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему собственному
отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая, по сути,
означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение.
Анна надеялась, что любовь заполнит их мир. Но оказалось, что любовь стала
причиной утери мира и, следовательно, утери самой себя: «Раздражение,
разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения
не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение внутреннее...»


Ужасная развязка любви. Судьба Анны связана прежде всего с отношением
к действительности, окружавшей Анну. В Анне Карениной воплощен образ человека,
созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей
ее. Смысл эпиграфа приобретает глубокое значение в развитии романа. Становится
ясно, что речь идет о силе судьбы и о том, насколько она руководит всеми
деяниями человека и не признает оценочных суждений кого бы то ни было.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1523 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]