Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Салтыков-Щедрин М. Е.

Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников
13.11.2009, 20:14
Творчество
Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого
самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно
неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское
общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех
своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки
и несовершенства.

Так, начиная писать «Историю одного города»,
Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство,
невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами,
нравами, высмеять все его реалии.

Таким образом, «История одного
города» — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством
в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является
гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные
ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие
в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой
род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении
и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальстволюбивы». «Испытывающие
безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя
сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства
Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не
потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ
с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем
рассмотрении оказавшийся девицей». Однако своей кульминации абсурдность
достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, «прохвоста, задумавшего
охватить всю вселенную». Стремясь реализовать свой «систематический бред»,
Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить
общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы
все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит
к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания
«прохвоста», и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев,
следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления
противоестественного, неприемлемого самой природой.

Так с помощью
использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной
стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако
при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» —
реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем.
Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют
самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское
общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным
в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя,
уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской
позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.


Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев,
их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам,
Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному
и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде.
Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны —
при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию,
Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем
общественно-политическом строе народ не может быть свободен.
Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего
в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России
высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева,
его «систематический бред» (своеобразная антиутопия), который градоначальник
решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец
правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности,
противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством,
о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том,
что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом
жизни рано или поздно придет конец.

Так, обличающий пороки и выявляющий
нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую «злую иронию»,
«горький смех», характерный для Салтыкова-Щедрина, «смех сквозь
презрение и негодование». Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим
героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил
Лермонтов, «лекарство от болезни может быть горьким». Жестокое обличение пороков
общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное
средство в борьбе с «болезнью» России. Осмеяние несовершенств делает
их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить,
что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки
ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
Категория: Салтыков-Щедрин М. Е. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 667 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]