Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А.

"Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер н Маргарита".)
21.06.2012, 01:29
"Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер н Маргарита".)


Роман "Мастер и Маргарита" по праву называют главным творением Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель работал над ним в течение двенадцати лет (с 1929 по 1940г.), до самой своей смерти, но только через двадцать с лишним лет это гениальное произведение впервые увидело свет.
  В этой книге слились воедино глубокие личные размышления писателя о любви и долге, о верности и предательстве с ощущением своего времени, страшного времени тридцатых годов. В ней перемешались смех и печаль, радость и боль, как это бывает обычно в жизни, соединились вымысел и реальность, фантастика и чистая правда, так что порой почти невозможно их различить. Эту книгу Можно назвать лиро-философской поэмой о великой любви, любви к одному человеку и ко всем людям, любви, которая оказывается сильнее времени смерти.
  В "Мастере и Маргарите" два романа — роман Мастера и роман о Мастере - тесно переплетаются. Их связывает не только личность несчастного обитателя дома скорби, но и общая тема - тема любви и справедливости. "Что такое истина?" — вопрошает на допросе Иешуа Га-Ноцри пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Каждый из героев романа по-своему понимает это слово. Для бродячего проповедника Иешуа истина заключается в том, что не бывает злых людей, есть только люди несчастные, которым надо помочь, которых надо любить и утешать. Жестокий Пилат, никого, кроме своей собаки, никогда не любивший, никого никогда не пожалевший, впервые в жизни хочет спасти человеческую жизнь, а не отнять ее — и не может это сделать, ибо вмешиваются силы, перед которыми ион вынужден отступить. Это. человеческая подлость и жажда власти.
Кажется; эти силы одерживают верх: бедный Иешуа распят на кресте вместе с преступниками Дисмасом и Гестасом. Но это победа только видимая, т.к. семена любви, посеянн! ые им в душах людей, дают свои всходы. И в эпилоге романа всесильный Понтий Пилат идет по лунной дороге вместе с Иешуа и молит его сказать, что не было этой ужасной казни, что ничего не было. И Иешуа успокаивает его израненную совесть, т.к. давно простил и его, и всех тех, кто его мучил и за кого он принял страдание. Любовь не может быть без страдания, и великое страдание, как утверждает Булгаков, можно принять во имя великой любви.
  Любовь Мастера и Маргариты - лучшее подтверждение этих слов. Эта любовь преодолела не только человеческие злобу и зависть, но и безумие и даже саму смерть. "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!" — рассказывает Мастер Ивану Бездомному о своей первой встрече с Маргаритой. Для него жизнь существовала только тогда, когда он был с нею; все, что было до этого, как бы не существовало. Он жил этой любовью, этими встречами, этими вечерами в его крошечных полуподвальных комнатках. Мастер начинал ждать ее прихода с самого утра, и весь мир имел для него только тот смысл, что в нем существовала она, Маргарита. И ради этой великой любви Мастер перестает писать ей, когда оказывается в сумасшедшем доме: "Разве можно посылать письма, имея такой адрес?.. Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен".
  Любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимает его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – рад своей любви. И кажется весьма символичным, что ей помогают "темные" силы, потому что люди уже не в силах ей помочь. В конце романа Мастер и Маргарита обретают то, что заслужили, — покой. Они много страдали, многое вынесли и пережили и поэтому заслужили право быть вечно вместе, в доме, где их ждет старый слуга, где свечи уже горят и звучит музыка Шуберта.
  Итак, справедливость в романе все же торжествует. Но это не обычная, человеческая, а это высшая справедливость. Если человек способен на великую любовь и великое .самопожертвование, то он оказывается достоин высшей награды—счастья и покоя. И наоборот— за трусость и предательство следует наказание. Наказан .Иуда, предавший Иешуа, наказаны критик Латунский и Алоизий Могарыч, ставшие причиной всех бед и несчастий Мастера, наказан даже Берлиоз за свое безверие. Но очень жаль, что для того, чтобы свершилось правосудие и восторжествовала справедливость, потребовалось вмешательство высших, потусторонних сил. Нет справедливости и любви — нет счастья в мире людей, как утверждает всем своим романом Михаил Афанасьевич Булгаков.
                  
  
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2954 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]