Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А. |
"Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер н Маргарита".)
21.06.2012, 01:29 | |
"Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер н Маргарита".) Роман "Мастер и Маргарита" по праву называют главным творением Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель работал над ним в течение двенадцати лет (с 1929 по 1940г.), до самой своей смерти, но только через двадцать с лишним лет это гениальное произведение впервые увидело свет. В этой книге слились воедино глубокие личные размышления писателя о любви и долге, о верности и предательстве с ощущением своего времени, страшного времени тридцатых годов. В ней перемешались смех и печаль, радость и боль, как это бывает обычно в жизни, соединились вымысел и реальность, фантастика и чистая правда, так что порой почти невозможно их различить. Эту книгу Можно назвать лиро-философской поэмой о великой любви, любви к одному человеку и ко всем людям, любви, которая оказывается сильнее времени смерти. В "Мастере и Маргарите" два романа — роман Мастера и роман о Мастере - тесно переплетаются. Их связывает не только личность несчастного обитателя дома скорби, но и общая тема - тема любви и справедливости. "Что такое истина?" — вопрошает на допросе Иешуа Га-Ноцри пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Каждый из героев романа по-своему понимает это слово. Для бродячего проповедника Иешуа истина заключается в том, что не бывает злых людей, есть только люди несчастные, которым надо помочь, которых надо любить и утешать. Жестокий Пилат, никого, кроме своей собаки, никогда не любивший, никого никогда не пожалевший, впервые в жизни хочет спасти человеческую жизнь, а не отнять ее — и не может это сделать, ибо вмешиваются силы, перед которыми ион вынужден отступить. Это. человеческая подлость и жажда власти. Кажется; эти силы одерживают верх: бедный Иешуа распят на кресте вместе с преступниками Дисмасом и Гестасом. Но это победа только видимая, т.к. семена любви, посеянн! ые им в душах людей, дают свои всходы. И в эпилоге романа всесильный Понтий Пилат идет по лунной дороге вместе с Иешуа и молит его сказать, что не было этой ужасной казни, что ничего не было. И Иешуа успокаивает его израненную совесть, т.к. давно простил и его, и всех тех, кто его мучил и за кого он принял страдание. Любовь не может быть без страдания, и великое страдание, как утверждает Булгаков, можно принять во имя великой любви. Любовь Мастера и Маргариты - лучшее подтверждение этих слов. Эта любовь преодолела не только человеческие злобу и зависть, но и безумие и даже саму смерть. "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!" — рассказывает Мастер Ивану Бездомному о своей первой встрече с Маргаритой. Для него жизнь существовала только тогда, когда он был с нею; все, что было до этого, как бы не существовало. Он жил этой любовью, этими встречами, этими вечерами в его крошечных полуподвальных комнатках. Мастер начинал ждать ее прихода с самого утра, и весь мир имел для него только тот смысл, что в нем существовала она, Маргарита. И ради этой великой любви Мастер перестает писать ей, когда оказывается в сумасшедшем доме: "Разве можно посылать письма, имея такой адрес?.. Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен". Любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимает его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – рад своей любви. И кажется весьма символичным, что ей помогают "темные" силы, потому что люди уже не в силах ей помочь. В конце романа Мастер и Маргарита обретают то, что заслужили, — покой. Они много страдали, многое вынесли и пережили и поэтому заслужили право быть вечно вместе, в доме, где их ждет старый слуга, где свечи уже горят и звучит музыка Шуберта. Итак, справедливость в романе все же торжествует. Но это не обычная, человеческая, а это высшая справедливость. Если человек способен на великую любовь и великое .самопожертвование, то он оказывается достоин высшей награды—счастья и покоя. И наоборот— за трусость и предательство следует наказание. Наказан .Иуда, предавший Иешуа, наказаны критик Латунский и Алоизий Могарыч, ставшие причиной всех бед и несчастий Мастера, наказан даже Берлиоз за свое безверие. Но очень жаль, что для того, чтобы свершилось правосудие и восторжествовала справедливость, потребовалось вмешательство высших, потусторонних сил. Нет справедливости и любви — нет счастья в мире людей, как утверждает всем своим романом Михаил Афанасьевич Булгаков. | |
Просмотров: 2954 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта