Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А. |
Разговор с Мастером
14.11.2009, 11:27 | |
Я прекрасно помню свою первую встречу с книгой Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». После чтения у меня осталось странное впечатление: «Мне ужасно понравилось! Но я … ничего не поняла». Нет, конечно, доверилась автору, фантазеру и мистификатору, который с помощью фантастики низводит до фарса жизнь московских обывателей и посредством ряда волшебных представлений, делает для нас скрытое явным, действительное прозрачным, несуществующее — реально ощутимым. Я с удовольствием наблюдала эксперимент Воланда с булгаковской Москвой, поймав себя на том, что пытаюсь даже ответить на его вопрос: «… изменились ли горожане внутренне?» и почти предрекаю его возможный нынешний ответ: «Зарплатный вопрос их испортил». Открыв впервые главу «Маргарита», я просто влюбилась в автора за одну только его фразу: «За мной, читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви». Я безоглядно пошла за ним и, как мне кажется, поняла самое главное про такую любовь: «… тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит». Я действительно не покидало ощущение, что я о о И вот я снова начинаю разговор с Мастером, с удивительным писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Начинаю с первой главы. Так кто не управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — спрашиваю я вслед за Воландом. «Сам человек и управляет» — отвечаю я себе словами Ивана Бездомного. Как же это возможно? Ведь великий маг, мессир, Князь Тьмы уже доказал мне на печальном примере Берлиоза, что это не так. Но я имею в запасе свои примеры на этот счет. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного ему подсказать правильные, нужные ответы. Но для странного арестанта говорить правильно — значит говорить правду. А правда оборачивается против него, оборачивается тем, что пятый прокуратор Иудеи, всю жизнь храбро сражавшийся против врагов Рима, сейчас струсит, испугается кесаря, побоится жертвовать своей карьерой ради его преступником и пошлет на смерть, то есть сам и «пережжет волосок», на котором висит жизнь судьбой, приняв огромную тяжесть и муку на свою совесть. А вот еще один пример. Мастер рассказывает, как он расправился со своей рукописью: «Я вынул из ящика стола тяжелые стихи романа…и начал их жечь…роман, упорно сопротивляясь, погибал. Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой добивал их». Человек возненавидел свое произведение, потому что вместо славы оно навлекло на него ненависть и зависть, и человек испугался, он сам «убил» свое детище. А помните несчастную Фриду? Какой выбор ей оставили обстоятельства? Никакого! Загнали в угол, в тупик. Изнасилована и брошена хозяином. Прокормить ребенка без его помощи не в состоянии. Что ей было делать? Но тут же на разжалобившегося читателя автор обрушивает страшные слова Бегемота: «При чем тут хозяин? Ведь не он душил младенца в лесу». Итак, получается, сам человек управляет, сам выбирает из нескольких предлагаемых решений одно, руководствуясь своими нравственными принципами и убеждениями. Эта мысль, как мне показалось, чрезвычайно дорога и близка для автора, и не случайно он пытается провести ее через все главы романа. Но раз человек свободен в своем выборе, то ему самому и отвечать за него. И они отвечают: Понтий Пилат — мучительным бесконечным бессмертием, которое не дает возможности исправить то, что было до него, до бессмертия, в жизни прокуратора Иудеи; Мастер получает покой (всего лишь покой, а не свет), да и тот, как и у героя его романа, нарушается приступами бессонницы. Вот в конце романа Маргарита выводит его из лунной ночи, «пугливо озирающегося», «обросшего бородой». «Номер сто восемнадцатый» — безошибочно узнает Иван своего бывшего соседа по больнице. Но для меня очень дорого в булгаковском романе оказалось другое — это мотив очищения от греха, искупления его и прощения. «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!». И «человек в белом плаще с кровавым подбоем» поднимается с кресла и идет по лунной дороге. Так уходит от нас «прощенный в ночь на воскресенье сын жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». А что же Мастер? Наверное, основная часть его лунного пути, пути к свету впереди. Впереди она и у еще, как минимум, двух героев романа: Ивана Николаевича и Николая Ивановича. Первого Мастер но тот «лечился после этого и вылечился». Второй, «полетав» однажды с прекрасной ведьмой, на век потерял покой: «Зачем, зачем я не улетел с нею?» И их «лунная» бессонница дает нам понять, что ни обязательно на свой путь искупления и пройдут его, как прошел свой путь Понтий Пилат. Для меня это у Булгакова оказалось чуть ли не самым важным — то, что нет приговаривающей все и вся точки в конце романа, нет креста, перечеркивающего человека за то, что он шел и оступился, а есть эта лунная бессонница, лунная | |
Просмотров: 632 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта