Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А. |
Великий бал у Сатаны
21.06.2012, 01:01 | |
Великий бал у Сатаны. Мотив испытания в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает значительное место. Проходя через преграды, разные герои оказываются либо вознагражденными , либо наказанными. Заслужить награду можно, только оставаясь самим собой, сохраняя искренность и чистоту духовных помыслов. Среди испытываемых оказывается и главная героиня романа- Маргарита , для которой Великий бал у Сатаны становится важным моментом : она должна помочь Мастеру , тому единственному человеку , ради которого может пожертвовать всем , а потому она готова стать королевой этого «страшного» бала. Подчеркнутая условность , нереальность происходящего , мистический , фантастический колорит изображаемого ( выскакивающая виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом, выбегающий из камина полуистлевший небольшой гроб, дирижирующая оркестром громадная горилла с трубой в руке, чудо превращения шампанского в коньяк ) совмещается с абсолютной достоверностью чувств и ощущений героини ( украшение , цепь которого натирает шею Маргариты, наказание Бегемота за недостойное поведение, «острые ногти запустила в Бегемотово ухо», плачущая от боли в руке и ноге королева, удивление , страх, жалость , которые испытывает Маргарита на балу). Это совмещение «условного», нарочито театрализованного с «естественным», «настоящим» дает удивительный эффект. Читатель оказывается непосредственным участником событий , наблюдающим за тем , что происходит на балу, и оценивающим наблюдаемое. Тщательно подготовленная великим Воландом , режессура оказывается великолепно воплощенной в спектакле , называемом «Великий бал Сатаны». У каждого в этом действе есть роль : королева должна принять и оказать внимание каждому ( «Среди гостей будут различные , ох, очень различные , но никому , королева Марго , никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится ... я понимаю , что Вы , конечно, не выразите этого на своем лице»), помощники королевы , Коровьев и Бегемот, должны выполнять роли распорядителей бала, гости должны непременно соответствовать той ситуации , в которой они оказываются (почтение к королеве , желание прикоснуться к ней, непременный обряд превращения). Даже у Воланда есть роль: он вершит правосудие , является будто бы для того , чтобы наказать Майгеля. При этом подчеркивается театральность появления Воланда : он то в грязной , заплатанной сорочке, «... то со шпагой , но этой шпагой он пользовался как тростью», то «в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». Он облачается в черную хламиду именно тогда, когда наступает решительный момент для Маргариты, она должна вкусить из той же чаши , из которой пьет Воланд, она должна причаститься, прикоснуться к великой тайне бытия , ей оказана честь( «Маргарита, не раскрывая глаз , сделала глоток, и сладкий ток побежал по ее жилам , в ушах начался звон»). Именно ее выбирает Воланд королевой бала , именно ей доверяет исполнить главную роль в грандиозном спектакле, им поставленным , и именно ей дает возможность испить из чаши. Она прошла испытание на искренность чувств, непосредственность восприятия, она - настоящая женщина, настоящая королева. Именно такая и нужна была Воланду. Она должна была явиться на балу , воплощая чистоту и силу жизни истинной. Чередой проходят перед ней отравительница госпожа Тофан, фальшивомонетчик , государственный изменник, господин Жак, московская портниха ,придумавшая страшно смешную штуку, умертвившая собственного ребенка несчастная Фрида, которую пожалеет королева. Именно ей она окажет предпочтение, именно на неё обратит особое внимание, и ее единственное желание будет : «Я хочу , чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка». Маргарита оправдала ожидания Воланда, она прошла испытания и заслужила награду - покой для Мастера и для себя («Туда, туда.Там ждет уж вас дом и старый слуга, свечи горят, и скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге , Мастер, по этой»). Вознаграждена Маргарита за искренность, терпение , за умение быть самой собой и любить по-настящему. Великий бал Сатаны состоялся. Королевы больше нет , но будет та , имя которой Маргарита , возлюбленная Мастера. | |
Просмотров: 4412 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта