Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М. |
Размышления над страницами пьесы горького «На дне»
02.04.2012, 01:20 | |
Всё творчество Максима горького — это художественное
исследование. Мне интересен этот писатель, потому что его произведения подчинены
поиску идеала: человека, с которым связаны Название пьесы «На дне» очень символично. Дно — это мир отверженных, картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди. Персонажи пьесы — «выломившиеся» из жизни, лишённые бунтарства ночлежники. Их настоящее ужасно, будущего нет. Для большинства из них существует только прошлое: у Барона — это обеспеченная жизнь, у Актёра — творческая работа. Но как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин, «в карете прошлого никуда не уедешь». Так и живут они, говоря одновременно и не слушая друг друга, бранясь и устраивая пьяные драки. Интересно, что все персонажи — люди из разных слоёв общества, но у всех одна участь — им не подняться «со дна» жизни, на котором они оказались. Сейчас они настолько разъединены, что не могут решить, кому мести пол. Эти мрачные картины, воспроизведённые в пьесе, заключают в себе большой взрывчатый заряд. Я читала произведение, и внутри меня зарождалось ощущение, что всё нужно менять. Становится, поистине, жаль этих людей. Мы видим ум Сатина, душевную чистоту Наташи, трудолюбие Клеща, который хочет вернуться к нормальной жизни посредством упорного труда. Но вот в ночлежке Костылёва появляется Лука. Он — странник, умудрённый опытом и много повидавший в жизни. Он выступает как утешитель, желающий ободрить другого. Позиция Луки заключается в том, что каждый человек достоин жалости, поэтому он щедро одаряет ею ночлежников. Своей любовью к людям, желанием помочь им он возрождает у людей надежду на спасение. Умирающей анне старик советует не бояться смерти: она ведь несёт покой, которого женщина никогда не знала. Спившемуся актёру Лука внушает веру в излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет. Всё это утешительная ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжёлую реальность. Я бы могла назвать Луку апостолом иллюзий, лжи, примиряющей с безрадостным существованием. В его речах содержится немало убедительных суждений. Например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдёт», «человек должен уважать себя». После ухода Луки ночлежники вспоминают о нём с теплотой, хотя некоторые понимают, что он для многих был «как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов». Луке с его утешительными речами противопоставлен философствующий Сатин. Позиция Сатина мне гораздо ближе, чем размышления Луки, и самые интересные страницы пьесы, на мой взгляд, — монолог Сатина в четвёртом акте. Здесь правда о свободном Человеке, к которой приходит герой: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Эти слова были произнесены бывшим телеграфистом в минуту душевного подъёма, они освещают новым светом его личность. Это протест против строя, угнетающего человека, против смирения и утешительного страдания. Герой считает, что каждая личность должна развиваться свободно, независимо ни от кого. Он говорит, что вся правда заключается в самом человеке, и только он сам может выбрать себе дорогу. И я вновь задаюсь вопросом: так нужна ли жалость? Ведь в других высказываниях Сатина сквозит бесчеловечность: «Убийство в драке — пустяки. Это недорогого стоит», «Пускай кричат, разбивают себе головы… пускай!» Я думаю, что жалость нам иногда просто необходима как одно из проявлений сострадания. Заручившись девизом «Жалость унижает» мы порой непростительно позволяем себе не проявлять и сострадания. Теория Сатин, Пьеса Горького «На дне» заставила меня задуматься о судьбе человечества и пробудила чувства, которые в последнее время считаются почти потерянными — сострадание и милосердие. Хочется говорить не о милосердии Луки (пожалел — и в сторону), а об истинном чувстве, сочетающемся с желанием сделать | |
Просмотров: 922 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта