Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Существует только человек..." (По пьесе М.Горького "На дне".)
21.06.2012, 02:57
 Существует только человек..." (По пьесе М.Горького "На дне".)
Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! М. Горький В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".
Написанная в 1902 году пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен пролетариев", но и некоторую часть интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что эти люди - неизлечимы".
Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение а образах, созданных писателем.
Человек Горького – это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
Что же такое "Человек " для М. Горького? "Человек" для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo Sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить.
Пьеса – новаторское произведение Горького. В центре ее – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей – людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных, причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.
Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она – свободная женщина, а Настя – мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня обращаясь к Клещу: "Не терпишь правды!".  С самого начала пьесы многое звучит как спор Горького с самим собой, со всей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной – опустившись на "дно", люди не ушли от жизни, она даже там настигает их. И прежнее горьковское желание  - рассмотреть в босяках прежде всего хорошее – отступает на второй план.
Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, барона, все достояние которого воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплику: "Врешь, не было этого!" В среде этих ожесточенных людей появляется Лука. Он странник. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи обостряется.
Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматический нерв. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет веру, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру – бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу – вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако, если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и то же время сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: "Он врал… но – это только из жалости к вам". Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васьки Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: "Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…" И причина смерти Актера ! не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, не насилие, не терма, а только добро человека к человеку.
"Человек может добру научить… Пока верил человек – жил, а потерял веру и удавился".
Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра – Лука. Он желает людям только хорошего, жалеет их, сострадает, старается помочь им словом и делом. Авторская позиция в пьесе выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы – смерть Актера – подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился.
Принято считать, что настоящим оппонентом Луки является Сатин. Но по-настоящему спорит с Лукой  не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное – что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит к тому, что он соглашается терпеть – этот мотив звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: "Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!" или в притче о праведной земле – жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет Горький. Спор писателя с Лукой – это во многом спор с самим собой. Недаром он уже в послереволюционный период писал сценарий "По пути на дно", где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку.
Образ Луки долгое время являлся отрицательным. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Все эти обвинения несостоятельны. Лука, по-моему, самый добрый и светлый образ в этой мрачной, безвыходной пьесе. Пьесе без любви. Лука и вносит частичку человеческой доброты и любви в ночлежку, в души опустившихся людей. И я считаю, что это произведение гуманное, а Лука – выражение того гуманизма, за который ратовал Горький.
 Человек – Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучше из всех героев своего времени. "Все – в Человеке, все – Для Человека!.. Существует только Человек, все же остальное – дело его рук и мозга. Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!"
 

Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1884 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]