Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Бэла
21.06.2012, 23:25
Бэла

Повествование ведется от имени автора. Автор едет на перекладных из Тифлиса. В дороге знакомится с штабс-капитаном Максимом Максимовичем. Останавливаются на ночлег в ауле. За разговором Максим Максимович рассказывает автору о Печорине.
Печорин приехал в крепость за Тереком служить. Характер противоречивый, загадочный («в дождик, в холод целый день на j охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один | на один...»)
По соседству с крепостью жил местный князь. Его сын лет пятнадцати, Азамат, повадился ездить в крепость. Азамат был очень | горячего нрава, несмотря на возраст, и многие его специально подразнивали. Однажды старый князь пригласил к себе Печорина и | Максим Максимыча на свадьбу: выдавал замуж старшую дочь. На свадьбе Печорин увидел младшую дочь князя — Бэлу и она ему понравилась. На свадьбе присутствовал и Казбич (который, как говорили, занимался не совсем чистыми делами: ходил с абреками за Терек, крал скот и т. п. — было много подозрений). У Казбича был конь Карагез, необычайной красоты. Из-за коня Казбичу многие завидовали и не раз пытались украсть.
Максим Максимыч выходит на воздух и случайно слышит разговор между Казбичем и Азаматрм, Азамат хвалит коня, Казбич в ответ рассказывает, как конь спас ему жизнь, когда он убегал от казаков. Азамат говорит, что сделает все, что Казбич захочет, за его коня. Предлагает даже украсть для него свою сестру Бэлу. Казбич отказывается, хотя Бэла ему нравится, подшучивает над Азаматом. Азамат злится, возникает стычка. Азмат кричит, что Казбич хотел его зарезать. Поднимается шум, Казбич вскакивает на коня и убегает. Максим Максимыч и Печорин возвращаются. Максим Максимыч рассказывает Печорину о подслушанном разговоре. Печорин начинает дразнить Азамата, во время его визитов специально заводя разговор о коне Казбича, доводит мальчишку до исступления. Потом договаривается, чтобы Азамат в обмен на коня отдал ему свою сестру Бэлу. Вечером Азамат привозит сестру. На следующий день утром приезжает Казбич, приводит десять баранов на продажу. Пока он сидит в доме, Азамат вскакивает на коня и скрывается. Казбич, убитый горем, пролежал на дороге почти сутки, потом узнал имя похитителя и отправился в аул, чтобы отомстить. Максим Максимыч пытается усовестить Печорина,4 но тщетно («Что я могу с собой поделать, коли она мне нравится?»). Печорин каждый день делает Бэле подарки, говорит, что любит, но напрасно. Максим Максимыч подшучивает над Печориным, тот предлагает пари, что через неделю Бэла будет его. Накупил новых подарков, но и это не помогло. Тогда Печорин делает вид, что уезжает навсегда. Бэла бросается ему на шею, признается, что тоже любит его. Казбич тем временем убивает отца Бэлы, чтобы отомстить за украденного коня.
Наутро автор и Максим Максимыч трогаются в путь. Следует описание кавказской природы, дикой, вольной, буйной. Максим Максимыч рассказывает трагическое окончание истории.
Максим Максимыч привык к Бэле, как к дочери. Они долго скрывали от нее смерть отца, потом сказали. Она «два дня поплакала, а потом забыла». Между тем Печорин все чаще начинает надолго отлучаться из крепости (на охоту). Бэла страдает от этого. Гуляя вдоль крепостной стены, Максим Максимыч и Бэла видят Казбича. Когда возвращается Печорин, Максим Максимыч рассказывает ему об этом. Печорин говорит, что надо быть осторожней и запрещает Бэле выходить из крепости. Максим Максимыч упрекает Печорина, что он охладел к Бэле. Печорин отвечает, что у него несчастный характер — сам несчастен и приносит несчастья другим. В молодости он «наслаждался удовольствиями, какие можно достать за деньги», и они ему опротивели, попал в высший свет, и он также ему надоел, «любовь светских красавиц раскаляла само- любие и воображение, но сердце оставляло пустым». Печорин стал учиться, но и к наукам скоро охладел, т. к. понял, что «ни слава, ни счастье ничуть от них не зависят. Чтобы добиться удачи, надо быть лишь ловким». Тогда ему стало скучно. Поехал на Кавказ, но и к свисту пуль через месяц привык. Когда он увидел Бэлу, ему «показалось, что это ангел». Но потом он понял, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Скоро Печорин и Максим Максимыч уезжают на охоту на кабана. Возвращаясь, слышат выстрел. Казбич пробрался в крепость и похитил Бэлу. Преследование. Казбич, понимая, что на раненой лошади ему не уйти, ранит Бэлу кинжалом. Через 2 дня Бэла умерла. Она очень мучилась, звала Печорина, просила, чтобы перед смертью он ее поцеловал, жалела, что на том свете они не будут вместе, т. к. они разной веры. Максим Максимыч любил ее как дочь, но она ни разу не вспомнила о нем перед смертью («Да и кто я такой, чтобы обо мне перед смертью вспоминать?»). После смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин выходят на крепостной вал. Максим Максимыч пытается утешить Печорина, тот неожиданно в ответ смеется. Бэлу похоронили. Печерин был долго нездоров, а вскоре его перевели в Грузию.
Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, / И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и его отношение к женщинам. Их в произ¬ведении три: Бэла, княжна Мери и Вера.
Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредствен¬ности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надое¬дают, как и кокетство другой». Впрочем, не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.
У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гор¬дость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.
Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в ее кругу, с некоторым тщеславием, блес¬ком. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Пе¬чориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печори¬на, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — зна¬чит, раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, сле¬довательно, он по-своему искал это и в женщинах, искал ту, которая мог-ла бы целиком захватить его душу. Но таковой не находилось. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу гораздо шире, чем просто показать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.
Любовь Печорина дана как будто схематично. Лермонтов не показал, если можно так сказать, целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души и не более того. Утром он вновь стал самим собой. Да, Вера — только болезненное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для само¬любия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы обрести потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.
Лермонтов отделяет себя от Печорина, заявляя, что портрет героя со¬ставлен из пороков всего общества. Впрочем, в отношениях Печорина и Веры мне видится отражение трагической неразделенной любви Лермонто¬ва к Вареньке Бахметьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, / Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». В этом, думается, автор похож на своего героя. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался в мыслях к образу своей любимой.
Лермонтов не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одним из откры¬тий, сделанных здесь писателем, было использование принципа: расска¬жите мне, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Женские характеры «Героя нашего времени» помогли автору полнее рас¬крыть образ Печорина и придали самому роману какую-то неповторимость и совершенно особую прелесть.
О жизни М. Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем создано много критических статей. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современ¬ности в стихах, то Лермонтов — автором первого реалистического романа-в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анали¬за, которая позволила Чернышевскому увидеть именно в Лермонтове не-посредственного предшественника Льва Толстого.


Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2556 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]