Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю. |
Белинский сказал о Печорине
21.06.2012, 23:35 | |
Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходствр их между собой гораздо меньше расстояния меж¬ду Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они — представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлажде¬ние к ним, та же владеющая ими скука. Так же как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство и кончается. Печорин — иной, чем Оне¬гин, человек по своему духовному складу, он и живёт в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до декабристского восстания, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы как массовый деятель ещё не появились. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал по¬казать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишён такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одарённее и глубже Онегина. Природная одарённость Печорина резко бросается в глаза читателям романа, которые видят в нём героя, намного возвыша¬ющегося над другими персонажами. Эта одарённость проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печори¬на. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спо¬койно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов». Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одарённости и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению,— «нравствен¬ный калека». Его характер и всё его поведение отличаются край¬ней противоречивостью. Эта противоречивость отчётливо сказывается уже в его внеш¬ности, отражающей, как и у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, поэт на¬стойчиво подчёркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лермонтов говорит: «Это при¬знак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти...» «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжё-л'ыйТ оставлял по себе "неприятное впечатление нескромного во¬проса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равно-" душно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, —Но я заметил, что он не замахивал руками,— верный признак Неоторой скрытности характера»."С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой — «нервическая слабость». Печо¬рину около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское». «Целая моя жизнь, -указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку». Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печо¬рин— скептик, разочарованный человек, который живёт «из лю¬бопытства», с другой — в нём огромная жажда жизни, деятель¬ности. Во-вторых, в нём борется рассудочность с требованиями чув¬ства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не серд¬цем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные стра¬сти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце,— говорит он,— какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется, на душе станет легко». Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошедшую жизнь, Пе¬чорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая на этот вопрос, он пишет в своём дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высо¬кое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит бога-тые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремит¬ся «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и не¬счастье, наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадёжность, сознание своей обречённости. | |
Просмотров: 17290 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта