Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Историческая тема в лирике М.Ю. Лермонтова
13.11.2009, 17:56
Историческая тема — одна
из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего
творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался
к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических
героев. В первую очередь, это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих
современников поэта. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт
обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов
берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. «Атаман»),
который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек,
противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильного
человека получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако
рассматривается она уже в ином аспекте. Основная мысль исторических стихов
Лермонтова второго периода с определенной четкостью выражена в стихотворении
1837 года «Бородино»: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы! Обращение Лермонтова к исторической теме — это взгляд
на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего.
С одной стороны, он видит «могучее, лихое племя», а с другой — «Толпой угрюмою
и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам
ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда...»

Эпоха, когда
общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме
Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего
поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной
ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. «Самый выбор
этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта,
недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое
прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Центральным
произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России,
является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Так же как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны
1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба
всей страны. В «Песне...» объектом внимания Лермонтова становится сложное
и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов
истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются
наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни...»
особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного
молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные
внимания. Очевидно их противопоставление людям «нынешнего племени». К теме
прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается
в «Балладе» 1831 года. И он упал — и умирает Кровавой смертию бойца. Жена
ребенка поднимает над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди...»
Однако, с художественной точки зрения, стихотворение абсолютно не передает стиль
эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно
ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело —
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова
и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение
произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину.


Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным
припевом: Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ах, ребята, пейте — дело
разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Характерны
обращения: «Ох, ты той беси, царь Иван Васильевич» или «Господин ты мой, Степан
Парамонович». «Песня...» тщательно выписана с точки зрения языка: основой
его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая
правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие,
песенные сравнения: «Ходит плавно — как лебедушка; смотрит сладко —
как голубушка; молвит слово — соловей поет...», а также характерное
для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми.

Финал
«Песни...» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому
народу. Итак, на примере «Песни...» мы можем утверждать, что обращение к темам
русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам.
Во-первых, поэт пытается найти и показать
читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости.
Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый
художественный материал.
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1172 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]