Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
13.11.2009, 17:53
Что такое душа? Сложнейший вопрос,
и ответ на него едва ли можно выразить одним словом. «Внутренний мир человека,
его сознание», — так трактует это понятие словарь С. Ожегова. А может ли быть
что-нибудь сложнее внутреннего мира человека? Увы, нет! Наглядное
тому подтверждение — отражение этого мира в классической литературе. Ее герои
не просто литературные персонажи, а модели общественного поведения людей.


Не случайно мы часто, говоря о том или ином персонаже, ставим
во множественном числе фамилии: Онегины, Печорины, Базаровы. М.Ю. Лермонтов
написал свой роман «Герой нашего времени» в 1839 году. Конечно, за полтора века
утекло много воды, и мир вокруг нас изменился, и, кажется, что люди давно
уже не те. Но это только кажется. На самом деле поиски смысла жизни, душевные
терзания, сомнения и, порой, открытая оппозиция всему остальному человечеству
свойственна и современному молодому человеку в возрасте лермонтовского Печорина.


Блестящий гвардейский офицер, умен, образован, остроумен, храбр,
энергичен, красив внешне, богат. Кажется, есть все для счастья. Только
вот счастье где-то заблудилось по дороге из Петербурга на Кавказ
и не встретилось на пути Григорию Александровичу. Сам автор, с одной стороны,
любуется своим героем, его элегантностью, благородством внешнего облика,
его храбростью. И в то же время, почему у Печорина никогда не смеются глаза,
когда он смеется сам? Лермонтов как бы вскользь замечает, что «это признак
или дурного нрава, или глубокой постоянной грусти». Если судить по поступкам
Печорина, то можно, безусловно, обвинить его в злонравии. Все люди, которые
встречались на его пути, становились в какой-то мере его жертвами.
Загублена жизнь Бэлы, становятся преступниками горцы Азамат и Казбич, обижен
Максим Максимыч, нарушен покой контрабандистов, оскорблена в своих лучших
чувствах княжна Мери.

Даже своей любимой женщине Вере он не может дать
счастья, потому что любовь для него имеет ценность, когда не нужно нести
ответственность за любимого человека, то есть без брачных обязательств.


И все же ни в коем случае нельзя рассматривать Печорина как чудовище,
как абсолютного злодея. Принося страдания другим, он очень страдает сам и всегда
глубоко раскаивается в содеянном. Его душа способна к сопереживанию. Вспомним
хотя бы сцену, когда Печорин бессильно рыдает, не догнав карету Веры.
В чем же драма героя? Почему люди, подобные этому очень яркому, интересному
человеку, не находя своего места в жизни?

Сам Печорин объясняет свою
трагедию тлетворным влиянием общества, среды, или, как принято было тогда
говорить, света. Но Лермонтов тоже не чужд свету. Он не снимает с себя и личной
ответственности со своего героя. Можно, конечно, обвинить свет в своих грехах,
но зачем же тогда даны человеку воля и разум, если его, как щенка, может нести
любой поток?

Очень хорош Печорин в главе «Фаталист». Его выдержка,
находчивость, хладнокровие помогли справиться с убийцей поручика Вулича.
Читатель, как правило, всегда на стороне героя в его столкновении
с самодовольным ничтожеством — Грушницким. В дуэли с роковым исходом Печорин
благороден и смел. Он-то уж никогда бы не стал стрелять
в безоружного противника. Но как же все-таки грустно осознавать,
что так бездарно тратится энергия, что при таких богатых возможностях жизнь
проходит впустую. Конечно, и сам человек сознает пустоту и никчемность
существования, но ни упорство, ни сила воли почему-то не приходят
к нему на помощь. Вероятно, именно поэтому герою суждено умереть в момент
расцвета сил. С большой симпатией относился к лермонтовскому герою В.Г.
Белинский. Он сравнивал душу Печорина с почвой, нуждающейся в благодатном дожде,
но так и не пролился этот дождь, хотя потрясений на долю Печорина пришлось
больше чем достаточною. Не удивительно, что Печорин умирает в цвете лет. Жизнь,
лишенная смысла, не имеет будущего. «История души человеческой, хотя бы и самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», —
утверждает М.Ю. Лермонтов.

И до тех пор, пока предметом исследования
литературы будет человек, никто не усомниться в правоте великого писателя.
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 6379 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]