Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
21.06.2012, 01:08
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века.

 
Жанра психологического романа в русской литературе до Лермонтова не существовало.  Он в своём лучшем прозаическом произведении – романе "Герой нашего времени” – впервые поставил на первое место не события, не какие-либо социальные проблемы, а внутренний мир героя, раскрывая его при помощи психологического анализа.  Автор описывает своего героя Печорина резко и беспощадно.  Местами даже кажется, что Лермонтов жесток к нему, но тут же в авторской интонации заметны и сочувствие, и оправдание.  Какими же средствами добивается Лермонтов такого богатства психологических оттенков? Один из способов – сложная композиция романа.  Главы романа расположены не в хронологическом порядке, и это не прихоть автора.  У Лермонтова этот приём играет большую роль.  В.  В.  Набоков в предисловии к "Герою нашего времени” назвал такую композицию "спиральной”.  Суть её в том, чтобы "раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к этому времени его уже не будет в живых”.  Читая роман, мы сначала видим поступки Печорина и даём им своё объяснение, и лишь потом узнаём, чем они на самом деле вызваны. На этом приёме обвинения и последующем оправдания Печорина построен весь роман.  Например, сначала в новелле "Бэла” нас потрясает душевная чёрствость героя, особенно в сочетании с его подчёркнуто-учтивым обращением.  Можно ужаснуться – да что же это за человек? А потом, уже через много страниц, мы видим, как Печорин, загоняя коня, мчится в ливень по опасной кавказской дороге только за тем, чтобы еще хоть один раз увидеть Веру, чтобы на один-единственный миг отдалить расставание с ней.  И совсем в другом свете предстаёт перед нами этот странный человек.  Лермонтов ведет читателя к пониманию души своего героя исподволь.  Сначала мы узнаём о Печорине как бы "через третьи руки" (от рассказчика, который сам слышит историю о Печорине от Максима Максимыча).  Затем рассказчик и Печорин встречаются лично, и лишь в конце мы читаем дневниковые записи героя.  Только оставшись с Печориным "один на один”, без вмешательства чужого восприятия, мы понимаем, что же хотел донести до нас Лермонтов.  Другим способом изображения внутреннего мира главного героя является внутренний монолог, психологический самоанализ Печорина.  В ежедневных записях он рассуждает о своих чувствах, мыслях, он анализирует свои поступки, своё поведение: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?… Я не угадал своего назначения, я увлекся наслаждениями страстей пустых и неблагодарных”.  Перед нами – внутренняя исповедь, в которой он беспощадно бичует присущие ему слабости и пороки.  Очень часто Лермонтов изображает внутренний мир своего героя с помощью пейзажа, который, кроме описания места действия, выполняет и психологическую функцию.  Вот как описывает Печорин дорогу к месту дуэли с Грушницким: "Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление”.  Печорин с нескрываемым восторгом любуется окружающей природой, но он помнит, что через несколько минут ему придется встать под дуло пистолета, поэтому он продолжает: "…путь все становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной”.  Лермонтов очень умело слова и мысли Печорина заменяет картинами природы, подчеркивая эмоциональное состояние героя.  Следующим элементом психологизма в романе является портрет.  Он не только отображает внешность героя, он даёт индивидуально-психологическую характеристику Печорина.  Здесь Лермонтов рисует внутренний мир Печорина "извне” глазами рассказчика-путешественника.  Из его портретного описания мы не только ясно представляем его наружность, но и узнаём, что Печорин привык переносить "все трудности кочевой жизни”, обладал "привычками порядочного человека”, имел скрытный характер и был подвержен "глубокой постоянной грусти”.  Роман "Герой нашего времени” называют еще и философским.  Главный герой часто задумывается над философскими проблемами, размышляет о добре и зле, жизни и смерти.  Особенно примечательна в этом смысле повесть "Фаталист”.  Она начинается со спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.  Вулич – сторонник фатализма.  Печорин же задаётся вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?” Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой.  Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу.  Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе.  Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала.  Печорин, о смерти которого мы узнаём в середине романа, в этой последней повести спасается не только от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям.  И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли – и точно было с чем”.  Итак, Лермонтов в романе "Герой нашего времени” мастерски изобразил внутренний мир своего главного героя.  Автор учит читателей заглядывать в свою душу, быть себе беспощадным судьей.  Невозможность действовать и трудиться – это тяжелая ноша для человека.  Если у меня и есть какие-то способности и положительные качества, то пусть они будут востребованы обществом.  
 



Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]