Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Мцыри как романтический герой
13.11.2009, 17:54
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова
является поэма «Мцыри» — плод деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего
на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» — старшим
монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой,
заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских
уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых
с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит
Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840
год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы
над тем же образом.

Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец».
В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет:
изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам
за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная,
ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.
Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.

В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме
«Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь
значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине).
Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока.
Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного
счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой
свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов
не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь
к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся
ему кельи, сумрачными и глухими -- стены, трусливыми и жалкими —
стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для
воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом
к свободе. Короткие дни для побега — это для него воля. Только вне монастыря
он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый
патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым
пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому,
что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе
с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма
не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце
и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся
сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог
и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств
он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь
этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам
он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое
одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал
из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло
его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей
силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал;
возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал
свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи
его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют
его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут
жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если
ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом:
обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой».
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей
литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором
раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского
общества.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство
раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство
с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным
листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными
цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает
к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего
щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих
встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра
на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом
и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную
синеву неба полет ангелов. Характеру героя соответствует и стих поэмы.


Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри,
полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу
в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический
роман «Герой нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых
нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши»
остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые
сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри
помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди,
характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть —
«рассказать душу». Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя
естественны для поэта, который в то же время создавал
социально-психологический роман.

Выразительно сочетание
обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня,
пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
(«Однажды русский генерал...»).

Романтическая поэма свидетельствовала
о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина
и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи
развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
литературу свой, «лермонтовский элемент». Сжато поясняя, что надо вкладывать
в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого
наследия поэта отмечал «самобытную живую мысль» в его стихах. Повторял
Белинский: «Все дышит самобытною и творческою мыслью».
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1738 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]