Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Образ Печорина
21.06.2012, 23:38
Образ Печорина

«Герой нашего времени» — произведение, созданное в последекабрист-скую эпоху. Попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития чело¬вечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении «Дума», внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это порт¬рет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их разви¬тии».
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходнос¬ти положения в то время лучших молодых людей из дворянства. Принадлеж¬ность к высшему кругу обусловила их разобщенность с народом, полный отрыв от жизни простых людей. Неумение сблизиться с ними сначала при¬вело Печорина к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невоз¬можности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В тех общественно-политических условиях бога¬тые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на любовные похождения. В дневнике записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначе¬ние великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную...»
Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чув¬ствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. Но где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: покидают свой дом контрабандис¬ты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Мак-симыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие каз¬ни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему «было назначение высокое», позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон. Он категорически отрицал для себя возможность прожить жизнь титулярным советником, меч¬тал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных про¬тиворечий сердцу или рассудку», — записывает он. Печорин сам признает¬ся, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад он считает нравственной «болезнью».
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин — жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки главной чертой героя является его незаурядность. Это сильная, яр¬кая, деятельная и в то же время трагическая личность.
Не случайно Белинский говорил о том, что «...в самих пороках Печорина, поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него».
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей «разра¬ботан и очерчен», по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым об¬раз героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Ав¬тор отражал стремление самой передовой части русского общества изба-виться «от болезни» и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсут¬ствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возмож¬ности. Печорин — логическое звено в ряду «странных людей» в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
«Печорин, — писал Белинский, — это Онегин нашего времени». Как и пушкинский Онегин, Печорин — явление чисто русское, порожденное об¬стоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного чело¬века, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды «сыновей века».

Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1540 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]