Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

ПЕЧОРИН
21.06.2012, 23:38
ПЕЧОРИН

Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В «Герое нашего времени» получили преломление напряжен¬ные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении «Дума», внимание Лермонтова сосре¬доточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших моло¬дых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов об¬щества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем по¬родило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о тра¬гичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность за¬мыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В обществен¬но-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивает¬ся на мелкие похождения. В дневнике записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувст¬вую в душе моей силу необъятную...»
Печорин —натура богато одаренная. Он рвется к дейст¬вию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу прило¬жения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счас¬тья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, на¬несена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счас¬тья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему «было назначение высокое», позволяют предполо¬жить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духов¬ные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кон¬чить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Он ка¬тегорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера — противоречи¬вость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противо¬речий сердцу или рассудку», — записывает он. Противоре¬чиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной «болезнью».
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин — жертва не только непосредствен¬но окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыха¬ются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина явля¬ется выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности.
Не случайно Белинский говорил о том, что «...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него».
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал та¬кого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мель¬чайших подробностей «разработан и очерчен», по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться «от болезни» и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реа¬лизацию его активность и великие возможности. Печорин — логическое звено в ряду «странных людей» е русской литера¬туре, яркими примерами которых являются Чацкий Грибое¬дова и Онегин Пушкина.
«Печорин, — писал Белинский, — это Онегин нашего вре¬мени». Как и пушкинский Онегин, Печорин — явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. От¬личают Печорина от Онегина прежде всего его личные каче¬ства, возводящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Оне¬гин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды «сыновей века».

Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat
Просмотров: 495 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]