Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю. |
Своеобразие композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
21.06.2012, 00:56 | |
Своеобразие композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» - первый реалистический и социально-психологический роман в русской литературе. Основное внимание автора направлено в нем , по признанию Лермонтова, «на исследование истории души человеческой», а его главная задача - раскрыть характер и внутренний мир героя, жившего в тридцатые годы 19 века , в очень сложное время , время забвения прежних иделов и поиска новых. Композиция романа определяется идейным замыслом автора и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий,о которых рассказывается в романе. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей , каждая из которых имеет свой сюжет и свое заглавие . События жизни главного героя - Печорина располагаются в такой последовательности . Бывший гвардейский офицер , переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения и по дороге заезжает в Тамань («Тамань»). Далее путь его лежит в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость(«Бэла», «Фаталист»). Проходит несколько лет, и Печорин , вышедший в отставку, уезжает в Персию и по дороге встречается с Максим Максимычем («Максим Максимыч»). Лермонтов же нарушает эту хронологию. Роман начинается повестью «Бэла», далее идут «Максим Максимыч», «Тамань»,»Княжна Мери», а завершает его повесть «Фаталист». Такое нарушение обусловлено логикой создания характера Печорина. Роман имеет кольцевую композицию : начинается с середины событий и доводится до бесцельно - трагической гибели героя, после чего события развертываются от начала к их середине. Сначала идут главы углубляющегося трагического финала ( «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина»), затем даются события более раннего , более лирического этапа в жизни героя. В последней повести подводится как бы философский итог жизненных исканий Печорина. Она дает ответ на вопрос , над которым так мучительно размышляет Печорин : «Я вам предлагаю испробовать на себе , может ли человек своевольно располагать своею жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута». А протяжении всего романа главный герой пытается доказать себе и всем право на свободу выбора. Он легко управляет судьбами людей , и все идет по тому сценарию, который задумал , рассчитал и так искусно претворил в жизнь Печорин. Но он прекрасно понимает , что сам движется по тропе, которую ему предложил кто-то, его путь по ней заранее предопределен, потому что выбирает не он сам , за него выбирает судьба. Своеобразие кольцевой композиции заключается еще и в том , что действие романа начинается в крепости и в ней завершается , хотя Печорин покидает крепость навсегда, уезжает в Петербург , а затем в Персию. Но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Роман строится как две взаимосвязанные и противостоящие одна другой части. В первой преобладает объективный способ подачи героя , то есть его характеристика со стороны , во второй - субъективное изображение изнутри. Множество субъектов повествования придают роману объемность, он воспринимается не только протекающим во времени , но и расположенным в пространстве. Важную композиционную роль играют два предисловия, данные Лермонтовым ко всему роману и отдельно к «Журналу Печорина». В них содержится характеристика героя, «составленного,- по признанию автора, - из пороков всего поколения», то есть Печорин представлен как социальное явление русской жизни. Своеобразна и композиция образа главного героя. Автор рисует его последовательно и постепенно, с наибольшей убедительностью и глубиной. В повести «Бэла» он предстает перед читателями из рассказа Максима Максимыча, человека доброго и порядочного, но плохо разбирающегося в сложном и противоречивом характере Печорина, в тонкостях его души. В следующей повести мы не только слышим рассказ о нем, но и видим Печорина. Психологический портрет, нарисованный автором, дает возможность заглянуть внутрь, приподнять завесу его таинственности. Но все-таки это взгляд со стороны. Лишь дневник Печорина, не предназначенный для публикации, вскрывает его мысли , чувства , стремления, объясняет мотивы поведения и поступки этого противоречивого человека. В композиции образа Печорина Лермонтов идет от поступков к их психологическим мотивам, от портрета героя - к его внутреннему миру. В качестве одного из главных методов раскрытия образа Печорина автор использует прием внутренних противоречий, прием раздвоения личности. Главный герой романа - натура богато одаренная. Он не переоценивает себя, когда пишет : « Я чувствую в себе силы необъятные». От природы Печорин наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать и переживать. Он умеет спрятать свои чувства под маской равнодушия: при упоминании о Бэле он отвернулся и равнодушно зевнул, но при этом побледнел . Во время последнего свиданья с княжной Мери он испытывает острое чувство жалости к девушке , которую заставил глубоко страдать. «Это становится невыносимо, еще минута , и я бы упал к ее ногам»,- признается Печорин в свем дневнике. В его неискренность трудно поверить. Острый аналитический ум позволяет ему верно и глубоко судить о людях и о жизни, видеть пороки общества и относится к нему резко отрицательно, презирать не только других, но себя. «Я привык себе во всем признаваться... Я иногда себя презираю, не от того ли я презираю и других». В то же время Печорин обладает и отрицательными качествами: ему свойственны эгоизм и индивидуализм, его сердце охладело, ожесточилось, и лишь в отдельные минуты он способен переживать сильное и благородное чувство. Его острая мысль не идет дальше резкой критики людей. На противоречивость своего харктера и всей жизни в целом указывает и сам герой . «У меня врожденная страсть - противоречить, целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку». Но основное противоречие Печорина - несоответствие между способностью действовать и ничтожностью его действий. По этому поводу Белинский писал: «Печорин - это человек , пожираемой жаждой деятельности, но это - пустая деятельность... Герой нашего времени должен быть таков. Его характер - или решительное бездействие, или пустая деятельность». Это альтернатива в какой-то степени оправдывает главного героя романа, потому что , не удовлетворяясь решительным бездействием , он не мог пойти дальше «пустой деятельности», так как Печоирн принадлежит к поколению, не имеющему перед собой ясных общественно-политических целей. Роман «Герой нашего времени» практически сразу был причислен к шедеврам русской классической литературы. Этому в значительной степени способствовали своеобразие его композиции и оригинальность сюжета. | |
Просмотров: 2518 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта